«Технология ТРИЗ как средство познавательного развития дошкольников»
Педагог-психолог
«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно» -
эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно.
Система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей.
Технология ТРИЗ помогает нам: - В развитии воображения у детей; - В развитии логического мышления; - В развитии умения ставить, и решать проблему. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.
Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ , где дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск .
Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить.
Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие. Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Авторы исходят из того, что именно умение разрешать эти противоречия — ключ к развитию творческого мышления.
В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций. ТРИЗ позволяет детям в игровой форме развивать с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:
Младший возраст:
- «Много – мало» : Формировать понимание относительности количества ;
- «Фигуры» : Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве;
- «Где живёт?» : Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление;
- «Волшебная верёвочка» : Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки , развивать внимание, память, мышление.
В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:
Средний возраст:
- «Что умеет делать?»: Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление;
- «Чем был - чем стал?»: Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда;
- «Раньше - позже»: Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем;
- «Волшебный светофор»: Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта , развивать логическое мышление, речь;
- «Теремок»: Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.
В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как:
Старший возраст :
- «Чем был - чем стал?» : Учить детей определять линии развития объекта, развивать логическое мышление , речь;
- «Раньше - позже» : Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь , память;
- «Волшебный светофор»: Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения;
- «Теремок» : Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивающие игры с кругами Луллия
Основная цель работы с кругами Луллия:
- Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения
- Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Спасибо за внимание