Нам выбор дан: добро иль зло,
День яркий или сумрак ночи,
Сквозящий холод иль тепло,
Ложь иль все же правды клочья.
Н. Шипова.
Тема урока: «Подготовка к ГИА».
Цель урока:
1.Нормы русского языка:
орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные, орфографические.
2.Задания по микротексту.
3.Подготовка к сочинению – рассуждению по 5 тематике ГВЭ «Выбор в жизни человека».
Задание1. Орфоэпическая разминка:
Дима :
Красивее
коклюш
углублённый
торты
плесневеть
ходатайство
премировать
доверху
каталог
Ярослав:
Камбала
обеспечение
ворожея
жалюзи
начался
звонишь
зубчатый
издревле
балованный
Задание 2
Прочитайте текст и выполните задание.
В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3), женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами .
Задание:
Найдите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.
5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.
Задание 3
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
М…теринство
р…стить
неприм…римый
н…тариус
с…туация
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Бе…печный, бе…нравстенный
Сем…я, из…ять
Вз…грать, вз…скать
Пр…дательство, пр…зреть (сироту)
Н…век, п…советовать
Задание 4
Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.
Задание 5
«Используя такой приём, как (А) ___ («Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б) ___ «чёрные лучи его ненависти»), (В) ___ («он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. И также он использует синтаксическое средство (Г)___ в следующих предложениях. )
( «И даже тогда, по-видимому, мы осязаем посылаемые им лучи.
Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)
1)метафора
2)ряды однородных членов
3)противопоставление
4)эпитеты
5)фразеологизм
6)вводные слова
7)экспрессивный повтор
8)восклицательные предложения
9)цитирование.
Задание 6
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.
Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.
На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.
Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что публика аплодировала стоя.
В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.
Темы сочинений по 5 тематике ГВЭ – 2019 «Выбор в жизни человека»:
1. На чём может быть основан выбор профессии?
2. Как раскрывается человек в экстремальной ситуации?
3. Почему важно понять своё призвание?
4. Согласны ли Вы с мыслью, что человек всегда находится в состоянии выбора?
- Выбери тему;
- сформулируй тезис;
- продумай аргументирование, доказательства
тезиса;
- подбери литературу.
Сочинение – рассуждение:
1. Тезис: то, о чём хочешь рассказать, или мысль, которую надо доказать.
2. Доказательства тезиса: аргументы, доводы, примеры, цитаты, цифры, факты, мнения других людей…
3. Выводы.
Требования к комментарию:
1.Комментарий – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)
2. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме (тезису), должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
3 . При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
Нам выбор дан, вопрос в другом,
как нам ошибок не наделать?
чем выбрать: сердцем иль умом,
Иль выбора вообще не делать..?
Н. Шипова.