Двадцатое сентября. Классная работа.
Рассмотрите предложение:
Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.) речь (тв. п. ед. ч) называться (наст. вр., ед. ч.) речь (им. п., ед. ч.) другой (р. п., ед. ч., ср. р.) лицо (р. п., ед. ч.) передаваемый ( им. п., ж. р. ,ед. ч.) автор ( ед. ч., тв. п) дословно.
Почему непонятен смысл этого предложения?
Поставьте слова предложения в нужную форму, следуя указателям. Запишите.
Что вы уже знаете о прямой речи? Как вы думаете, что мы сегодня должны повторить?
Найдите прямую речь в следующих предложениях:
- «Который час?» - спросил прохожий.
2. «Какая неожиданность!» – воскликнул ученик.
3. «Сегодня мы будем изучать предложения с прямой речью», - сказал учитель.
4. Митя сказал: «Завтра всем классом мы идём в зоопарк».
5. «Завтра, - сказал дед, - пойдём в лес».
6. «Сегодня у меня выходной, - сказала мама. - Буду отдыхать».
Из каких двух частей состоят эти предложения?
Прямая речь и слова автора
- «Который час?» - спросил прохожий.
«П?» – а.
2. «Какая неожиданность!» – воскликнул ученик.
«П!» – а .
3. «Сегодня мы будем изучать предложения с прямой речью», - сказал учитель.
«П», - а .
4. Митя сказал: «Завтра всем классом мы идём в зоопарк».
А: «П».
5. «Завтра, - сказал дед, - пойдём в лес».
«П, - а, - п».
6. «Сегодня у меня выходной, - сказала мама. - Буду отдыхать».
«П, - а. –П».
Закрепляем материал урока
Расставьте знаки препинания в предложениях:
- Мама сказала Сегодня на улице холодно.
- Ты помогаешь маме по дому спросил отец.
- Каникулы радостно воскликнули ребята.
- Ребята, давайте жить дружно сказал Леопольд.
- Наконец-то весна воскликнула Герда Скоро зацветут розы .
Продолжим наблюдения
Рассмотрите диалог из сказки К. И. Чуковского «Телефон».
А потом позв..нил Крокодил
И со сл..зами пр..сил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши ,
И мне, и жене, и Тотош...
– Постой, не тебе ли
На прошл..й недел..
Я выслал две пары
Отличных калош?
Что общего имеют и чем различаются предложения с прямой речью и диалог?
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
Словарная работа
КАЛО́ШИ — обувь, надевавшаяся поверх башмаков или сапог для защиты от
грязи или от холода.
Составьте диалог по картинке
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, определите при помощи чего связаны части сложных предложений, определите вид сложного предложения..
Обобщим изученное
- Что такое прямая речь?
- Каким знаком препинания выделяется прямая речь?
- Какие знаки препинания разделяют прямую речь со словами автора?
- Что такое диалог?
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Сегодня на уроке я повторил(а)...
Я затруднялся...
Теперь я умею...
Домашнее задание
П.12,Упражнение 57