СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причины девиантного поведения детей и подростков в семьях социального неблагополучия."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Причины девиантного поведения детей и подростков в семьях социального неблагополучия."»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Левашинская средняя общеобразовательная школа»








Доклад

на ШМО классных руководителей

по теме:


"Причины девиантного поведения детей и подростков в семьях социального неблагополучия".


















Кл руководитель : Магомедова П.Б.







Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. 

 Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

К первой категории относят поведение,отклоняющееся от норм психического здоровья.

Ко второй - поведение, нарушающее социальные и культурные нормы, особенно  правовые.

Проблема девиантного поведения изучается давно и остается актуальной. Девиантное поведение, обычно, закладывается в подростковом возрасте, именно в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, известно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации. 

Подростковый возраст – это время становления характера.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко поведение детей бывает трудным.
Ведь можно заметить, что среди молодежи усилилось вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи (70% преступлений совершается лицами до 30 лет). Среди них выделяются подростки.

Важным фактором отклонений в  развитии ребенка является неблагополучие семьи. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации. Реакция детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна), наблюдаются различные формы нарушения поведения:

- повышение агрессивности;

- выраженная драчливость;

- жестокость или неуверенность в себе;

- робость;

- нарушение общения со сверстниками;

- снижение самооценки.

Девиантное поведение  выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Материальное положение многих слоев населения находится за чертой бедности, произошло расслоение общества на богатых и бедных; увеличилось количество безработных, инфляция, коррупция. Все это создает конфликтные ситуации, а  они, следовательно, приводят  к девиациям. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовом алкоголизме, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, взрыве насилия и правонарушениях.

Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. 

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется  в поведение человека:  повышенная суетливость в подготовке к выпивке, эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.

  Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления  застенчивости, от которой страдают многие подростки.
 
Алкоголизм -  это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке.
  Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

 На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство(психические отклонения).
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, социальная несправедливость, разочарование в людях и т.д.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.





Самоубийство, суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отсчета  в своих действиях или руководить ими, а так же в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Мотивы кажутся несерьезными и мимолетными. Среди подростков часто случаются суицидные поступки, но лишь немногие из них достигают своей цели. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Молодые люди

склонны к депрессии. Степень депрессии часто является  показатель серьезности суицидальной угрозы. 

Таким образом, можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.

Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Проституция способствует распространению венерических заболеваний  и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье  и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.

Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности – первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании.
Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних.

  Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение. 
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.  

Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.

Проступок – это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность.

Правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, долгом перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость.



Агрессия  – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. 

Это связано с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а так же с негативными установками и разрушительными действиями.

Агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Девиантное поведение можно квалифицировать, как серьезную опасность для современной России. Наркомания создает угрозу не только здоровью российского этноса, но и самому его существованию. Молниеносное распространение наркомании, алкоголизма, проституции в России, несет реальную угрозу ее безопасности и устойчивому развитию российских регионов.

Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути, в процессе выполнения которых могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, окружающим, здоровому образу жизни. Необходимо уделять большое внимание подросткам в этот период времени, общаться с ними, обсуждать их проблемы и пробовать решать их совместно. Необходимой мерой профилактики является как можно ранее изъятие ребенка из асоциальных семей (алкоголиков, наркоманов, бомжей и т.д.).

Коррекция девиантного поведения подростков должна проводится как родителями, так и профессиональными психологами. Коррекция может быть индивидуальной, либо групповой. В работе с трудными подростками используется много методов: метод разрушения отрицательного типа характера, метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, метод стимулирования положительного поведения и т.д.

В целом стоит отметить, что в наиболее широком смысле причины девиантного поведения подростков можно подразделить на три основные группы, в которые входят биологические, социальные и психологические факторы. К биологическим относятся наследственная предрасположенность к тому или иному поведению, особенности темперамента. К социальным – влияние на подростка семьи, школы, сверстников и общества в целом.Психологические причины девиантного поведения большинства подростков также напрямую зависит от стиля семейного воспитания. К примеру, статистика показывает, что чаще всего в правонарушениях уличаются подростки, воспитанные в социально-неблагополучных, малообеспеченных, нередко неполных семьях. Риск приобщения подростка к преступной деятельности также существенно возрастает если в его семье есть люди, ведущие антисоциальный образ жизни.

Социологическими, психолого-педагогическими и медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. В 50% семей отмечается нарушение поведения:

- бродяжничество

- агрессивность

- кражи

- хулиганство, правонарушения

- неадекватные реакции на замечания взрослых

В 70% семей отмечается нарушение развития детей:

- низкая успеваемость, уклонение от учебы

- недоедание, болезни

- неуравновешенность психики, неврастения

- отсутствие навыков личной гигиены

- подростковый алкоголизм

  Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучная семья подразумевает следующие социально незащищённые группы населения:
- малообеспеченные семьи;               
- неполные семьи;                
- семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих родительские обязанности, и/или имеющие историю психологических расстройств;                     
- семьи, нуждающиеся в социальной поддержке ;
- беженцы или вынужденные переселенцы;  
-семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями;

Типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков:

    Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия;

- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Пример:

Нравственно неблагополучные семьи. К таким семьям относятся семьи с алкоголе зависимыми и наркозависимыми родителями. Подростки в семьях с алкоголе зависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности и отчуждения. Происходит оскудение эмоционально-волевой сферы, задерживается развитие коммуникативных способностей и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Также отсутствие должного родительского воспитания и заботы приводит к эмоциональной холодности, черствости, неразвитости эмпатии, развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков (например, издевательство над животными, одноклассниками).

В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля за поступками, поведением и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм.

В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность.

Криминальная семья. Дети и подростки в криминальной семье рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. По мнению А.Н. Ильяшенко, «такое насилие ведет к реконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности и беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность». Подросток, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивают девиантные формы поведения.

Вторую группу ( со скрытой формой неблагополучия: внутренне неблагополучные) - представляют  семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях – об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

В не зависимости от формы проявления в большинстве случаев конфликты в семье приводят к возникновению детских и подростковых нервозов, снижают самооценку и повышают риск правонарушений несовершеннолетних. В результате у подростка, испытывающего агрессию и насилие со стороны родителей, падает успеваемость в школе, проявляется девиантная направленность поведения: замкнутость, отчуждение, агрессия.

Тот или иной тип неблагополучной семьи влияет на выбор и интенсивность проявления стиля воспитания. Так, в отечественной литературе представлено несколько особых стилей воспитания в неблагополучных семьях.

1.Негармоничный стиль воспитания. В данном стиле выделяют шесть типов негармоничного воспитания, которые могут привести к формированию девиаций у подростка:

Потворствующая гиперпротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей подростка, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за провинности. В результате у детей формируется «завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний». Подростки, сталкиваясь с трудностями и не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение.

Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над подростком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения.

Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями подростка, жесткой системой запретов и в некоторых случаях слежкой. Это приводит к формированию в ребенке чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать и принимать решения, к отсутствию инициативы и ответственности за свои поступки. В результате подросток в такой семье стремится к самостоятельности, убегает из дома, становится

неуправляемым, формирует конфликтный тип личности. У него возникает «страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ».

Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют потребности и интересы подростка, его психофизиологические особенности. Как результат подростки, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.

Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает подростка в явной или скрытой формах. В данном случае подросток ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше и т. д. Отвержение может проявляться вместе с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться и с недостатком контроля и равнодушием. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. Некоторые подростки, не получив любви от своих родителей ищут внимание на стороне или уходят в себя, погружаясь в собственные фантазии.

Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки, срыванием зла родителями в отношении своего ребенка. Подростки в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склонны к жестокости.

Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к подростку, мало интересуются его делами, переживаниями. Подростки в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. В результате, дети и подростки вырастают агрессивными, способными добиваться своих целей обманом и силой.

2.Хаотический стиль или непоследовательное руководство. Данному стилю свойственно отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к подростку, выраженные разногласия в стиле воспитания. Данный стиль воспитания влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность и импульсивность, а также импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию подростков.

Таким образом, девиантное поведение детей (в каком возрастном периоде они бы не находились: детский, подростковый, молодежный) всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи. Общие мотивы девиантного поведения детей:

- наследственные факторы;

- реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

- привлечение внимания;

- избавление от опеки родителей и др.взрослых;

- как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

- уход от проблем;

- материальное обогащение;

- крайнее переутомление;

- низкая самооценка;

- защитная реакция на неблагоприятные условия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!