СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Причины нарушения слуха"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей

Просмотр содержимого документа
«"Причины нарушения слуха"»

Причины нарушения слуха.

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей.

Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая  часть слухового

  нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение  же среднего уха чаще ведет к частичной  потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового  нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании  щипцов).

К нарушениям слуха могут  привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и  т.п.).

Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы.

В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем  в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими,

а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений  слуха могут быть и такие заболевания  родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов). 

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость

 дифференциации, выделения  основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями  слуха важна для организации  их обучения и воспитания, в частности  — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой  ребенок. 

СТОЙКИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения – как самостоятельного, так и в результате лечения. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Различают два основных вида слуховой недостаточности тугоухость и глухоту. В соответствии с двумя основными видами слуховой недостаточности выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие).
Классификация

В вопросах реабилитации и прогнозирования очень важное значение играет причина ухудшения или потери слуха. Если у ребенка во время гриппа или ОРВИ развивается отит и в связи с этим начинается воспаление одного из отделов органов слуха, к числу детей с нарушениями слуха он не относится, поскольку его потеря, вероятно, временная, и слух восстановится после лечения.


Дети с нарушениями слуха, по международному определению, – это дети, которые имеют стойкое (то есть необратимое) снижение слуха на оба ушка. При этом восприятие звуковой информации может быть затруднено (у ребенка тугоухость) либо не представляется возможным вообще (у малыша глухота).

Глухота считается наиболее тяжелой формой слуховой дисфункции, особенно если приобретена она в раннем возрасте или представляет собой врожденную патологию.

Тугоухость бывает разной по степени потери способности слышать, и при незначительных формах ребята вполне способны учиться в обычной школе, поскольку плохо воспринимают только шепотную речь, а при средней или тяжелой степенях тугоухости без коррекции и реабилитации обучение и общение станет задачей невыполнимой, поскольку даже при остаточном слухе, если ребенок родился с тугоухостью или лишился слуха в раннем возрасте, речь развиваться не будет.

Все ребята со слуховой дисфункцией делятся на три группы: неслышашие (глухие полностью), слабослышащие и оглохшие поздно. Если с первыми двумя группами все более-менее понятно, то к третей относят детей, которые лишились возможности нормально слышать в возрасте, когда их речь была уже сформирована.



Причины нарушений

Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.

Наиболее часто встречаются такие факторы.

  • Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.

  • Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.

  • Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.

  • Приобретенные инфекционные – развиваются у ребят, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.

  • Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).


Диагностируется нарушение слуха разными методиками. В первую очередь по объективным поведенческим признакам: дети переспрашивают, малыш не слышит, что ему говорят с первого раза. Многие карапузы с нейросенсорной тугоухостью, чтобы расслышать, оттягивают ушную раковину. Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо осваивают, но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают судорожно вглядываться в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят.

Наиболее точным методом определения проблемы и ее степени считается аппаратное обследование – аудиометрия.

Ее результаты показывают не только на тип нарушения слуха (кондуктивная или нейросенсорная), но и определяют диапазон слышимых и неразличимых частот и диапазонов.