СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно развивающиеся среда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающиеся среда.»

Создание предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов Составитель: Расулова Ф.А.

Создание

предметно – развивающей среды

в кабинете начальных классов

Составитель: Расулова Ф.А.

План Понятие предметно-развивающая среда. Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в начальной школе. Принципы построения предметно-развивающей среды

План

  • Понятие предметно-развивающая среда.
  • Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в начальной школе.
  • Принципы построения предметно-развивающей среды
Предметно- развивающая среда Среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, является одним из основных условий здоровьесбережения - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Предметно- развивающая среда

  • Среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, является одним из основных условий здоровьесбережения

- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Цель учителя смоделировать социокультурную , образовательную пространственно-предметную развивающую среду проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе, найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать и сотрудничать, с педагогами и сверстниками. понимать и оценивать чувства и поступки каждой личности

Цель учителя

смоделировать социокультурную , образовательную пространственно-предметную развивающую среду

  • проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств,
  • реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе,
  • найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
  • научиться взаимодействовать и сотрудничать, с педагогами и сверстниками.
  • понимать и оценивать чувства и поступки каждой личности
Пед. целесообразность ПР среды Созданная среда:  вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе,  желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Пед. целесообразность ПР среды

Созданная среда:

  • вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе,
  • желание посещать ее,
  • обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
  • побуждает к активной учебной деятельности,
  • способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.
Функции ОР среды Образовательно – развивающая  функция Воспитывающая  функция Организационная функция

Функции ОР среды

Образовательно – развивающая

функция

Воспитывающая

функция

Организационная

функция

Принципы проектирования ОР среды П. содеятельности Принцип целесообразности и рациональности 5  П. доступности и открытости 1 4 Concept П. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей П. дифференциации развивающих зон 3 2

Принципы проектирования ОР среды

П. содеятельности

Принцип целесообразности и рациональности

5

П. доступности и открытости

1

4

Concept

П. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

П. дифференциации развивающих зон

3

2

Принцип целесообразности и рациональности Принцип доступности и открытости Рациональность использования пространства территории. Рациональное совмещение зон. Целесообразность и рациональность предметного и рациональность предметного наполнения каждой зоны Предметный мир должен быть представлен в открытом виде.  Предметная среда должна быть актуальной для данного возраста.

Принцип целесообразности и рациональности

Принцип доступности и открытости

  • Рациональность использования пространства территории.
  • Рациональное совмещение зон.
  • Целесообразность и рациональность предметного и рациональность предметного наполнения каждой зоны

Предметный мир должен быть представлен в открытом виде.

Предметная среда должна быть актуальной для данного возраста.

Принцип содеятельности Принцип дифференциации развивающих зон: Непосредственное участие ребенка в создании среды.  От руководства учителем к самоорганизации.  учебная игровая интеллектуальная двигательная творческая  бытовая

Принцип содеятельности

Принцип дифференциации развивающих зон:

  • Непосредственное участие ребенка в создании среды.
  • От руководства учителем к самоорганизации.
  • учебная
  • игровая
  • интеллектуальная
  • двигательная
  • творческая
  • бытовая
Игровая зона Цели: удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; способствовать рациональному использованию свободного времени. Компоненты: детские игрушки, дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др.

Игровая зона

Цели: удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; способствовать рациональному использованию свободного времени.

Компоненты:

  • детские игрушки,
  • дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др.
  • развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др.
  • уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др.
Двигательная зона Компоненты: Спортивный комплекс «Мини- стадион»; Сухой бассейн; Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»;  Объемные модули для создания спортивно-игровой среды; «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики Цели: реализация потребности детей в движении; реализация потребности детей в движении; снятие физического напряжения. снятие физического напряжения.

Двигательная зона

Компоненты:

  • Спортивный комплекс «Мини- стадион»;
  • Сухой бассейн;
  • Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»;
  • Объемные модули для создания спортивно-игровой среды;
  • «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики

Цели: реализация потребности детей в движении; реализация потребности детей в движении; снятие физического напряжения. снятие физического напряжения.

Интеллектуальная зона Цели: Компоненты: создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом; удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка;  организация интеллектуального взаимодействия. дидактический материал, классифицированный по предметам; предметные уголки; классная библиотека и т.д.

Интеллектуальная зона

Цели:

Компоненты:

  • создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом;
  • удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка;
  • организация интеллектуального взаимодействия.
  • дидактический материал, классифицированный по предметам;
  • предметные уголки;
  • классная библиотека
  • и т.д.
Творческая зона Цель: развитие творческих способностей  реализация потребности в самовыражении формирование потребности в сотворчестве Компоненты: стол(ы) для творческой деятельности;  место для хранения материалов и инструментов;  место для хранения «полуфабрикатов»;  место для организации выставка творческих работ; материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др.

Творческая зона

Цель:

  • развитие творческих способностей
  • реализация потребности в самовыражении
  • формирование потребности в сотворчестве

Компоненты:

  • стол(ы) для творческой деятельности;
  • место для хранения материалов и инструментов;
  • место для хранения «полуфабрикатов»;
  • место для организации выставка творческих работ;
  • материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др.
Бытовая зона Цель: Компоненты: формирование общей культуры; развитие навыков самообслуживания; развитие мотивации к взаимопомощи санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.) полотенца (лучше бумажные),  салфетки, туалетная бумага; зеркало;

Бытовая зона

Цель:

Компоненты:

  • формирование общей культуры;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие мотивации к взаимопомощи
  • санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.)
  • полотенца (лучше бумажные),
  • салфетки,
  • туалетная бумага;
  • зеркало;
Правила материального обустройства  учебных занятий в классе

Правила материального обустройства

учебных занятий в классе

1. Функционирование каждого элемента  предметного пространства Часы – они должны показывать точное время. цветы , они должны быть живыми и хорошо ухоженными. плакаты либо стенды , они должны быть чистыми, четкими, ровно повешенными.  Если встроено техническое устройство , оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.  В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

1. Функционирование каждого элемента

предметного пространства

  • Часы – они должны показывать точное время.
  • цветы , они должны быть живыми и хорошо ухоженными.
  • плакаты либо стенды , они должны быть чистыми, четкими, ровно повешенными.
  • Если встроено техническое устройство , оно должно работать.
  • Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.

В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

2. Удобное размещение  предметов кабинетной обстановки учебных столов,  стульев, демонстрационных площадок,  шкафов и полок для учебных пособий, наглядного материала.  удобное расположение гостей, наблюдающих урок.   СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

2. Удобное размещение

предметов кабинетной обстановки

  • учебных столов,
  • стульев,
  • демонстрационных площадок,
  • шкафов и полок для учебных пособий,
  • наглядного материала.
  • удобное расположение гостей, наблюдающих урок.

СанПиН 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Размеры мебели и ее маркировка Номера  мебели по  ГОСТам  11015-93  11016-93 1 Группа роста  (в мм) Высота над полом  крышки края  стола,  обращенного к  ученику, по ГОСТу  11015-93 (в мм) 2 1000 - 1150 Цвет  маркировки 3 1150 - 1300 460 520 Оранжевый 1300 - 1450 Высота над  полом  переднего края  сиденья по  ГОСТу  11016-93  (в мм) 4 260 1450 - 1600 Фиолетовый 580 5 Желтый 640 300 1600 - 1750 6 Красный 340 700 Свыше 1750 380 Зеленый 760 420 Голубой 460

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

1

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

2

1000 - 1150

Цвет маркировки

3

1150 - 1300

460

520

Оранжевый

1300 - 1450

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

4

260

1450 - 1600

Фиолетовый

580

5

Желтый

640

300

1600 - 1750

6

Красный

340

700

Свыше 1750

380

Зеленый

760

420

Голубой

460

 СанПиН Наружная Длительность температура°C  в малые перемены От +10 до +6 проветривания помещения, мин. в большие перемены и между сменами 4 - 10 От +5 до 0 От 0 до -5 3 - 7 25 - 35 2 - 5 От -5 до -10 20 - 30 15 - 25 1 - 3 Ниже -10 10 - 15 1 - 1,5 5 - 10

СанПиН

Наружная

Длительность

температура°C

в малые перемены

От +10 до +6

проветривания помещения, мин.

в большие перемены и между сменами

4 - 10

От +5 до 0

От 0 до -5

3 - 7

25 - 35

2 - 5

От -5 до -10

20 - 30

15 - 25

1 - 3

Ниже -10

10 - 15

1 - 1,5

5 - 10

 СанПиН Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.  Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.   Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

СанПиН

  • Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
  •   Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
 СанПиН Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.  

СанПиН

  • Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
  • Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.  
размеры проходов и расстояния (см) между рядами двухместных столов - не менее 60;  - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;  - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;  - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70,  от задней стены, являющейся наружной, - 100;  - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;  - от первой парты до учебной доски - не менее 240;  - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;  - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;  - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

размеры проходов и расстояния (см)

  • между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50; - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70,
  • от задней стены, являющейся наружной, - 100; - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - не менее 240; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Гигиенические правила проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа; хорошее равномерное освещение кабинета ; чистота всего оборудования кабинета: доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства ; широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи; чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети; наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;

Гигиенические правила

  • проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;
  • хорошее равномерное освещение кабинета ;
  • чистота всего оборудования кабинета: доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства ;
  • широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;
  • чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;
  • наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;
Эстетические правила «Закон чуть-чуть», н ичего лишнего, только необходимое.  Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз. Правило одного композиционного центра : только один элемент из всех должен занимать центральное положение, все остальные -располагаются с ним. (столы полукругом, цветы и т.д.). Правило единства фактуры: строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением и т.д. Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».  Правило ритма  диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий.

Эстетические правила

  • «Закон чуть-чуть», н ичего лишнего, только необходимое.
  • Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.
  • Правило одного композиционного центра : только один элемент из всех должен занимать центральное положение, все остальные -располагаются с ним. (столы полукругом, цветы и т.д.).
  • Правило единства фактуры: строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением и т.д.
  • Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».
  • Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий.
Педагогические правила формирование новой, более совершенной предметной среды учебного кабинета как фактора духовного развития личности ребенка; возможность применения новых форм и методов работы с учащимися путем индивидуализации и интеграции учебного пространства;  интеграция, сближение искусства и науки через познание взаимосвязи естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин; гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в оформлении кабинета.

Педагогические правила

  • формирование новой, более совершенной предметной среды учебного кабинета как фактора духовного развития личности ребенка;
  • возможность применения новых форм и методов работы с учащимися путем индивидуализации и интеграции учебного пространства;
  • интеграция, сближение искусства и науки через познание взаимосвязи естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин;
  • гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в оформлении кабинета.
Психологические правила Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды, т.к. это привлекательно, забавно, интересно, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.  Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе важно сделать интересным всё, что окружает младшего школьника.  Учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Хорошо, если в кабинете найдётся место для создания «уголка уединения», где ребёнок может побыть один. Создание в кабинете условий для саморазвития.  Учитывать гендерное воспитание мальчиков и девочек.

Психологические правила

  • Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды, т.к. это привлекательно, забавно, интересно, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.
  • Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе важно сделать интересным всё, что окружает младшего школьника.
  • Учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Хорошо, если в кабинете найдётся место для создания «уголка уединения», где ребёнок может побыть один.
  • Создание в кабинете условий для саморазвития.
  • Учитывать гендерное воспитание мальчиков и девочек.
Информативные правила ?

Информативные правила

  • ?
Экосистема

Экосистема

Зона отдыха

Зона отдыха

О  Родине

О

Родине

Мотивация

Мотивация

Практические занятия: № 2 № 1 Создание и презентация Моделирование предметно-развивающей среды проекта кабинета класса начальной школы с соблюдением требований к предметно-развивающей среды Итог : оценка Итог: зачет

Практические занятия:

2

1

Создание и презентация

Моделирование предметно-развивающей среды

проекта кабинета класса начальной школы с соблюдением требований к предметно-развивающей среды

Итог : оценка

Итог: зачет

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!