Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающиеся среда.»
Создание
предметно – развивающей среды
в кабинете начальных классов
Составитель: Расулова Ф.А.
План
- Понятие предметно-развивающая среда.
- Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в начальной школе.
- Принципы построения предметно-развивающей среды
Предметно- развивающая среда
- Среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, является одним из основных условий здоровьесбережения
- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Цель учителя
смоделировать социокультурную , образовательную пространственно-предметную развивающую среду
- проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств,
- реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе,
- найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
- научиться взаимодействовать и сотрудничать, с педагогами и сверстниками.
- понимать и оценивать чувства и поступки каждой личности
Пед. целесообразность ПР среды
Созданная среда:
- вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе,
- желание посещать ее,
- обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
- побуждает к активной учебной деятельности,
- способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.
Функции ОР среды
Образовательно – развивающая
функция
Воспитывающая
функция
Организационная
функция
Принципы проектирования ОР среды
П. содеятельности
Принцип целесообразности и рациональности
5
П. доступности и открытости
1
4
Concept
П. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
П. дифференциации развивающих зон
3
2
Принцип целесообразности и рациональности
Принцип доступности и открытости
- Рациональность использования пространства территории.
- Рациональное совмещение зон.
- Целесообразность и рациональность предметного и рациональность предметного наполнения каждой зоны
Предметный мир должен быть представлен в открытом виде.
Предметная среда должна быть актуальной для данного возраста.
Принцип содеятельности
Принцип дифференциации развивающих зон:
- Непосредственное участие ребенка в создании среды.
- От руководства учителем к самоорганизации.
- учебная
- игровая
- интеллектуальная
- двигательная
- творческая
- бытовая
Игровая зона
Цели: удовлетворение потребности детей в привлекательном виде деятельности; способствовать рациональному использованию свободного времени.
Компоненты:
- детские игрушки,
- дидактические игры: набор магнитный по правилам дорожного движения, счетное лото, «Круговорот воды в природе» и др.
- развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др. развивающие игры: «Разборный домик», «Дачный домик», «Строитель», «Детский городок», «Старинный замок», «Юный архитектор», «Сложи узор», «Мозаика» и др.
- уголок театра и ряженья: настольный театр, кукольный театр, маски, аксессуары костюмов, ширма и др.
Двигательная зона
Компоненты:
- Спортивный комплекс «Мини- стадион»;
- Сухой бассейн;
- Спортивный инвентарь: обручи, гантели, скакалки, кегли, мячи для подскоков – «хопы»;
- Объемные модули для создания спортивно-игровой среды;
- «Беговая дорожка», «Детский тренажер», массажные коврики
Цели: реализация потребности детей в движении; реализация потребности детей в движении; снятие физического напряжения. снятие физического напряжения.
Интеллектуальная зона
Цели:
Компоненты:
- создание условий для развития интереса к учебной деятельности в целом;
- удовлетворение познавательной потребности каждого ребенка;
- организация интеллектуального взаимодействия.
- дидактический материал, классифицированный по предметам;
- предметные уголки;
- классная библиотека
- и т.д.
Творческая зона
Цель:
- развитие творческих способностей
- реализация потребности в самовыражении
- формирование потребности в сотворчестве
Компоненты:
- стол(ы) для творческой деятельности;
- место для хранения материалов и инструментов;
- место для хранения «полуфабрикатов»;
- место для организации выставка творческих работ;
- материал для творчества: краски, карандаши, пластилин, ткань и др.
Бытовая зона
Цель:
Компоненты:
- формирование общей культуры;
- развитие навыков самообслуживания;
- развитие мотивации к взаимопомощи
- санитарный уголок (место хранения веника, совка, ведра и др.)
- полотенца (лучше бумажные),
- салфетки,
- туалетная бумага;
- зеркало;
Правила материального обустройства
учебных занятий в классе
1. Функционирование каждого элемента
предметного пространства
- Часы – они должны показывать точное время.
- цветы , они должны быть живыми и хорошо ухоженными.
- плакаты либо стенды , они должны быть чистыми, четкими, ровно повешенными.
- Если встроено техническое устройство , оно должно работать.
- Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.
В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.
2. Удобное размещение
предметов кабинетной обстановки
- учебных столов,
- стульев,
- демонстрационных площадок,
- шкафов и полок для учебных пособий,
- наглядного материала.
- удобное расположение гостей, наблюдающих урок.
СанПиН 2.4.2.2821-10
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93
1
Группа роста (в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)
2
1000 - 1150
Цвет маркировки
3
1150 - 1300
460
520
Оранжевый
1300 - 1450
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
4
260
1450 - 1600
Фиолетовый
580
5
Желтый
640
300
1600 - 1750
6
Красный
340
700
Свыше 1750
380
Зеленый
760
420
Голубой
460
СанПиН
Наружная
Длительность
температура°C
в малые перемены
От +10 до +6
проветривания помещения, мин.
в большие перемены и между сменами
4 - 10
От +5 до 0
От 0 до -5
3 - 7
25 - 35
2 - 5
От -5 до -10
20 - 30
15 - 25
1 - 3
Ниже -10
10 - 15
1 - 1,5
5 - 10
СанПиН
- Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
- Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
СанПиН
- Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
- Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
размеры проходов и расстояния (см)
- между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50; - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70,
- от задней стены, являющейся наружной, - 100; - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - не менее 240; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Гигиенические правила
- проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;
- хорошее равномерное освещение кабинета ;
- чистота всего оборудования кабинета: доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства ;
- широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;
- чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;
- наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;
Эстетические правила
- «Закон чуть-чуть», н ичего лишнего, только необходимое.
- Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.
- Правило одного композиционного центра : только один элемент из всех должен занимать центральное положение, все остальные -располагаются с ним. (столы полукругом, цветы и т.д.).
- Правило единства фактуры: строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением и т.д.
- Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».
- Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий.
Педагогические правила
- формирование новой, более совершенной предметной среды учебного кабинета как фактора духовного развития личности ребенка;
- возможность применения новых форм и методов работы с учащимися путем индивидуализации и интеграции учебного пространства;
- интеграция, сближение искусства и науки через познание взаимосвязи естественно-математических, гуманитарных и художественных дисциплин;
- гармоничное развитие ребенка, его приобщение к историческим и культурным традициям через непосредственное участие в оформлении кабинета.
Психологические правила
- Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды, т.к. это привлекательно, забавно, интересно, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.
- Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе важно сделать интересным всё, что окружает младшего школьника.
- Учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Хорошо, если в кабинете найдётся место для создания «уголка уединения», где ребёнок может побыть один.
- Создание в кабинете условий для саморазвития.
- Учитывать гендерное воспитание мальчиков и девочек.
Информативные правила
Экосистема
Зона отдыха
О
Родине
Мотивация
Практические занятия:
№ 2
№ 1
Создание и презентация
Моделирование предметно-развивающей среды
проекта кабинета класса начальной школы с соблюдением требований к предметно-развивающей среды
Итог : оценка
Итог: зачет
Спасибо
за внимание!