СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного  поиска,  в  том  числе  с  по­мощью  компьютерных средств;
  • структурирование знаний.

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий»


«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ Ишеевского МЛ Наумова М.В.


Сегодня мы говорим именно о познавательных УУД. Это направление включает в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы­бор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необхо­димой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной инфор­мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе­ственного, научного, публицистического и официально-дело­вого стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

—моделирование — преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. В рамках поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний используются различные педагогические техники и приемы. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД.

Хочу поговорить сегодня с вами о приемах и методах технологии «развития критического мышления».

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в США. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно[Заир С.И. 2004: стр 12].

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление(рефлексия)».

Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер


Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, способствует развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

«Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

«Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности.

«Таблица тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Знали – Хотим узнать – Узнали» - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.

Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг". 

  • Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.

  • Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

  • В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.

  • В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.

  • В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.

  • В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.

Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.

  • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).

  • Класс делиться на равные группы. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

  • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

  • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

  • Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

  • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

  • Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

"Зигзаг-2", или облегченный вариант

Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

  • Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.

  • Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.

  • Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.

  • Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.

  • Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.  Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.


«Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«» - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

«Использование символов, схем , таблиц , алгоритмов». 

(примеры схем и работа с ними)

«Синквейн»

Правила написания синквейнов:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2.   Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

  4.  Четвертая    строчка   –    это   фраза    из   четырех     слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. (написание синквейна)


Выше я уже упоминала о стадиях «технологии критического мышления» «Вызов – осмысление –рефлекия» не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы

На стадии вызова можно использовать «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос».

На стадии осмысления «Зигзаг», «Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», Метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник».

Стадия рефлексии «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

И в заключении, хотелось бы сказать, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Не нужно бояться «нестандартных уроков», пробовать различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по различным предметам. Сегодня ученик сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря использованию современных техник и технологий, которые и формируют систему УУД.




Приложения



Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер



Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер



Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер