Просмотр содержимого документа
«Приемы критического мышления на уроках литературы»
Стратегия смыслового чтения
- Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
- Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
- Поскольку чтение является метапредметным навыком , то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Для реализации стратегии смыслового чтения целесообразно использовать инновационную технологию критического мышления .
- Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
- ПЕРВЫЙ ЭТАП (вызов) – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:
- - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- - пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Приемы критического мышления:
- Верные и неверные утверждения
- Кластер
- Письмо по кругу
- Инсерт
- Составления маркировочной таблицы
- Написание синквейна
Ромашка Блума
- Толстые и тонкие вопросы
- Карусель
- Галерея
- Двухчастный дневник
- Эссе
- активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Двухчастный дневник Р. Фраерман «Дикая собака Динго»
- Мысли, чувства, ассоциации
Я так боялась, когда вы приехали к нам. Ведь это мой отец, а не твой. И, быть может, поэтому я была несправедлива к тебе. Я ненавидела и боялась. Но теперь я хочу, чтобы ты был счастлив, Коля…
Ревность, зависть, страх
Я понимаю Таню, у меня тоже папа ушел из семьи. Не знаешь, как в такой ситуации себя вести: ненавидеть или продолжать любить…
К.И.
Вл. Крапивин «Мальчик со шпагой»
- В первую секунду мальчик замер от неожиданности: никогда в жизни ему не приходилось испытывать на себе злую силу взрослого человека… И он отчетливо понял, что выхода нет. Сейчас этот человек в самом деле уведет, утащит его отсюда, и никто не заступится.
- Как же страшно было Сереже, взрослые не задумываясь причиняют боль детям, пользуясь своим физическим превосходством. Хочется вступиться за Сережу, стать большим и сильным, хочется отомстить обидчику.
- И.Р.
«И жили они долго и счастливо»-так заканчиваются многие сказки. Нас с детства учили: добро побеждает зло. Но в реальности так бывает не всегда. Мы видим это в нашей повседневной жизни, об этом пишут и Вл.Крапивин, и Р. Фраерман.
Но выход есть, надо цепляться за соломинку, надо учиться держать ответный удар, это не значит, что добро должно быть с кулаками. Надо быть готовым ко всему, надо победить морально, тогда ты будешь добрым и сильным, а твои враги слабыми и ничтожными, их надо будет самих пожалеть. Вот тогда добро и победит зло.
Р.И.
Толстые и тонкие вопросы Мэри Мейпл Додж «Серебряные коньки»
Тонкие вопросы:
- как звали главных героев повести?
-в какой стране они жили?
-сколько мальчиков отправилось в путешествие?
-кто вернул мальчикам кошелек?
-как называли дом Бринкеров в народе?
Толстые вопросы:
-какая беда случилась с отцом детей?
-какие неприятности пришлось пережить мальчикам во время путешествия?
-почему Ханс и Гретель не могли участвовать в соревнованиях за серебряные коньки?
Ромашка Блума Е. Ильина «Четвертая высота»
- Простой вопрос: назови настоящее имя Гули?
- Уточняющий вопрос: почему Гуля стала сниматься в кино?
- Творческий вопрос: что было бы, если бы Гуля во всем слушалась взрослых?
- Практический вопрос: где в обычной жизни есть место подвигу?
- Оценочный вопрос: почему для Гули важно было вступить в комсомольскую организацию?
Спасибо за внимание! Будьте счастливы!!!