СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы критического мышления на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы критического мышления помогут учителям на уроках предметов гуманитарного цикла погрузить ребенка в текст, научить извлекать главную информацию, выработать умение смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы критического мышления на уроках литературы»

Стратегия смыслового чтения

Стратегия смыслового чтения

Смысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.       Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком , то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
  • Смысловое чтение  – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
  •       Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
  • Поскольку чтение является метапредметным навыком , то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
  • - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Для реализации стратегии смыслового чтения  целесообразно использовать инновационную технологию критического мышления .

Для реализации стратегии смыслового чтения целесообразно использовать инновационную технологию критического мышления .

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
  • Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (вызов) – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.
  • ПЕРВЫЙ ЭТАП (вызов) – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:
  • - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • - пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.
      Приемы критического мышления: Верные и неверные утверждения  Кластер Письмо по кругу  Инсерт  Составления маркировочной таблицы  Написание синквейна

      Приемы критического мышления:

      • Верные и неверные утверждения
      • Кластер
      • Письмо по кругу
      • Инсерт
      • Составления маркировочной таблицы
      • Написание синквейна
      Ромашка Блума

      Ромашка Блума

      Толстые и тонкие вопросы Карусель Галерея  Двухчастный дневник Эссе
      • Толстые и тонкие вопросы
      • Карусель
      • Галерея
      • Двухчастный дневник
      • Эссе
      активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
      • активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
      Двухчастный дневник  Р. Фраерман «Дикая собака Динго» Цитаты Мысли, чувства, ассоциации Я так боялась, когда вы приехали к нам. Ведь это мой отец, а не твой. И, быть может, поэтому я была несправедлива к тебе. Я ненавидела и боялась. Но теперь я хочу, чтобы ты был счастлив, Коля…  Ревность, зависть, страх Я понимаю Таню, у меня тоже папа ушел из семьи. Не знаешь, как в такой ситуации себя вести: ненавидеть или продолжать любить… К.И.

      Двухчастный дневник Р. Фраерман «Дикая собака Динго»

      • Цитаты
      • Мысли, чувства, ассоциации

      Я так боялась, когда вы приехали к нам. Ведь это мой отец, а не твой. И, быть может, поэтому я была несправедлива к тебе. Я ненавидела и боялась. Но теперь я хочу, чтобы ты был счастлив, Коля…

      Ревность, зависть, страх

      Я понимаю Таню, у меня тоже папа ушел из семьи. Не знаешь, как в такой ситуации себя вести: ненавидеть или продолжать любить…

      К.И.

      Вл. Крапивин «Мальчик со шпагой» В первую секунду мальчик замер от неожиданности: никогда в жизни ему не приходилось испытывать на себе злую силу взрослого человека… И он отчетливо понял, что выхода нет. Сейчас этот человек в самом деле уведет, утащит его отсюда, и никто не заступится. Как же страшно было Сереже, взрослые не задумываясь причиняют боль детям, пользуясь своим физическим превосходством. Хочется вступиться за Сережу, стать большим и сильным, хочется отомстить обидчику. И.Р.

      Вл. Крапивин «Мальчик со шпагой»

      • В первую секунду мальчик замер от неожиданности: никогда в жизни ему не приходилось испытывать на себе злую силу взрослого человека… И он отчетливо понял, что выхода нет. Сейчас этот человек в самом деле уведет, утащит его отсюда, и никто не заступится.
      • Как же страшно было Сереже, взрослые не задумываясь причиняют боль детям, пользуясь своим физическим превосходством. Хочется вступиться за Сережу, стать большим и сильным, хочется отомстить обидчику.
      • И.Р.
        «И жили они долго и счастливо»-так заканчиваются многие сказки. Нас с детства учили: добро побеждает зло. Но в реальности так бывает не всегда. Мы видим это в нашей повседневной жизни, об этом пишут и Вл.Крапивин, и Р. Фраерман.   Но выход есть, надо цепляться за соломинку, надо учиться держать ответный удар, это не значит, что добро должно быть с кулаками. Надо быть готовым ко всему, надо победить морально, тогда ты будешь добрым и сильным, а твои враги слабыми и ничтожными, их надо будет самих пожалеть. Вот тогда добро и победит зло.  Р.И.

      «И жили они долго и счастливо»-так заканчиваются многие сказки. Нас с детства учили: добро побеждает зло. Но в реальности так бывает не всегда. Мы видим это в нашей повседневной жизни, об этом пишут и Вл.Крапивин, и Р. Фраерман.

      Но выход есть, надо цепляться за соломинку, надо учиться держать ответный удар, это не значит, что добро должно быть с кулаками. Надо быть готовым ко всему, надо победить морально, тогда ты будешь добрым и сильным, а твои враги слабыми и ничтожными, их надо будет самих пожалеть. Вот тогда добро и победит зло.

      Р.И.

      Толстые и тонкие вопросы  Мэри Мейпл Додж «Серебряные коньки» Тонкие вопросы: - как звали главных героев повести? -в какой стране они жили? -сколько мальчиков отправилось в путешествие? -кто вернул мальчикам кошелек? -как называли дом Бринкеров в народе? Толстые вопросы: -какая беда случилась с отцом детей? -какие неприятности пришлось пережить мальчикам во время путешествия? -почему Ханс и Гретель не могли участвовать в соревнованиях за серебряные коньки?

      Толстые и тонкие вопросы Мэри Мейпл Додж «Серебряные коньки»

      Тонкие вопросы:

      - как звали главных героев повести?

      -в какой стране они жили?

      -сколько мальчиков отправилось в путешествие?

      -кто вернул мальчикам кошелек?

      -как называли дом Бринкеров в народе?

      Толстые вопросы:

      -какая беда случилась с отцом детей?

      -какие неприятности пришлось пережить мальчикам во время путешествия?

      -почему Ханс и Гретель не могли участвовать в соревнованиях за серебряные коньки?

      Ромашка Блума  Е. Ильина «Четвертая высота» Простой вопрос: назови настоящее имя Гули? Уточняющий вопрос: почему Гуля стала сниматься в кино? Творческий вопрос: что было бы, если бы Гуля во всем слушалась взрослых? Практический вопрос: где в обычной жизни есть место подвигу? Оценочный вопрос: почему для Гули важно было вступить в комсомольскую организацию?

      Ромашка Блума Е. Ильина «Четвертая высота»

      • Простой вопрос: назови настоящее имя Гули?
      • Уточняющий вопрос: почему Гуля стала сниматься в кино?
      • Творческий вопрос: что было бы, если бы Гуля во всем слушалась взрослых?
      • Практический вопрос: где в обычной жизни есть место подвигу?
      • Оценочный вопрос: почему для Гули важно было вступить в комсомольскую организацию?
      Спасибо за внимание!  Будьте счастливы!!!

      Спасибо за внимание! Будьте счастливы!!!