Приемы мнемотехники на уроках русского языка

I. Грамматические сказки
Сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
Икающий суффикс
Суффиксы -ек и -ик в существительных
Жили - были два родных братца -ек и -ик. И до того в этих суффиксах были пугливые гласные, что эти суффиксы всего боялись, даже изменения по падежам.
Однажды царевна Грамматика решила и к этому сложному замочку подобрать ключик.
Взяла она слово «ключик» и стала склонять его по падежам, но от страха суффикс -ик стал икать на все слово: «Ключика (Р.п.), ключику (Д.п.), ключик (В.п.), ключиком (Т.п.), о ключике (П.п.).» Да так громко говорил «ик», что все слово трясло.
Взялось Грамматика за замочек – случилось неожиданное. Внезапно почти во всех косвенных падежах из суффикса -ек исчезла буква е: замочка(Р.п.), замочку(Д.п.), замочком(Т.п.), о замочке П.п.). Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так суффикс -ек при склонении прячет гласную е, оставляя в косвенных падежах только н в слове.
С тех пор так и повелось. Суффикс -ек при склонении существительных прячет свою букву е, а -ик от страха громко икает во всех косвенных падежах, не в состоянии перебороть страх.
От испуга -ик икает,
Е бессовестно сбегает.
Суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставка кое-
Жили – были три мушкетера – это суффиксы -то, -либо, -нибудь. Вместе с ними в большой дружбе был Д, Артаньян, т.е. приставка кое-. Все страшные драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут – они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят не на шутку.
Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили:
1. Шпагой больше не размахивать
2. Пусть местоимения кладут шпагу вертикально (черточкой), и тогда никто не подойдет близко к мушкетерам и Д, Артаньяну.
С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся.
Правда, приставка кое- , т. е. Д, Артаньян, как истинный гасконец, не связывается с предлогами – мальчишками. Если они начинают путаться под ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки – предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое у кого, кое к чему, кое с кем.
Д, Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги, маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну».
II. Правила не по правилам
Уж сколько раз твердили миру…
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов, относящихся ко второму спряжению. Вот один из них:
Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –е- спрягать нельзя. |
Три буквы
Правописание сложных существительных с первым корнем ПОЛ- можно запомнить с помощью тех самых трёх букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
1) Прописную букву;
2) О или другую гласную букву;
3) Л.
Всегда мягкие звуки
[Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.
[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет…
Слаще в мире нет.
Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
Чащей, чащей ты иди,
Всегда мягких только три.
Буквы Е, Ё, Я, Ю
Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими символами.
ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные)
Да ты же сам знаешь, джазист!
Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии–чик.
Когда пишется –чик?
Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.
Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист.
Грущу по Вас или по Вам?
Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.
«Родная, я грущу по Вас», -
подписался просто А.С.
Грущу (тоскую) по Вас.
Пушкин Александр Сергеевич
О пользе щей
Как запомнить буквы, соответствующие глухим согласным? Поможет предложение: «Фока, хочешь поесть щец?»
А буквы, соответствующие звонким согласным, можно с помощью фразы: «Мы же не забывали друга».
Вот бы знать наперечёт!
Каждый ученик знает, какая трудная тема производные предлоги. Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовки:
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.
Орфоэпия
Надеваю шо'рты, Чтобы кушать то'рты. *** Коль будильник зазвони'т - У меня ужасный вид. Если классная звони'т – Папа за ремнем спешит. Не звони'те, не звони'те, Пощадите, пощадите. Надо говорить приня'ть, Ударение на ять. *** Нефтепрово'д (бензопрово'д, газопрово'д) Сломал бегемот. *** Распространенная орфоэпическая ошибка - поло'жил. Коль поло'жил, значит – ложь, А зачем тогда ты врешь. Помни: положи'л и жил. *** Хватит балова'ться, Будем улыбаться. *** Он свет включи'т, Аж проводка трещит. *** Пусть неду'г Обойдет твоих подруг. |
Правописание корней и приставок
Корни –лаг- и - лож-
- Гуси, гуси! - Га, га, га! - Перед г пишите а! |
Корни -раст-, -ращ- , но –рос-
Если в корне т и щ(а) – Стопроцентно пиши а! Исключение не забудь: Отрасль, росток…и в путь! |
Корни кос – кас
Сон есть или его нет
Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть словоформы этого слова: сна, сны, сну, снись и т.д. А еще он любит, когда рядом есть три буквы - нет. Ищи рядом с корнем кос «сон» или«нет».
Коснуться, коснусь, коснись, коснулись, коснетесь, коснется.
Данный мнемоприем заставляет охватить все орфографическое поле, связывая в одном действии и средство проверки, и результат проверки.
После - кос я вижу - н,
Пишу О, и «нОу» прОблем.
Корни гор - гар
Я не знаю: - гар иль – гор.
О- и это пригОвОр
Вариант рифмовки. Я не знаю – гар иль – гор - в пОльзу О Окончен спор.
Приставки пре- и при-
При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку
Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).
Есть другой вариант.
Прибежал я – приближенье,
Вот приклеил объявленье – это присоединенье,
Чуть присел – неполнота действия обычного…
На пришкольном стадионе,
Что здесь необычного?
Пре –
Мама Пере- , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
III. Запоминаем словарные слова
О голодном интеллигенте
Известно, как трудно научиться правильно писать словоИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент». Эффект поразительный!
Перед тем как сварить…
В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них неизбежны. Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его корне букву О и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову ВОР?» не смущаясь отвечают: «Наверное..»
Чтобы запомнить, как пишется это слово, послушайте такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
Искусство побеждать
Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.
Надежда поможет?
Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним:одевать Надежду – надевать одежду.
Не вся правда
Ученик допустил ошибку в слове ПОДЛИННЫЙ. Учитель подчеркнул слово, а рядом написал: «Линь – орудие пытки?». Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре», У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) верёвка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые учёные полагают, что было такое верёвочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесённые под пыткой, называли подлинными.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник – есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
Чувствовать – участвовать
В одном слове есть в, а в другом в нет. Участвовать – часть.
Помните, герой Крамарова в фильме «Джентльмены удачи», вместо слово девушка говорит «чувиха».
Я рассказываю давнюю историю, связанную с моим учеником, путавшим эти слова.
После просмотра фильма «Джентльмены удачи», он придумал проверочное слово чувиха. Говоря: «Я, простой чувак, чувствую к одной чувихе из нашего класса симпатию».