1)Приемы организации целеполагание на уроке.
Существуют различные приёмы целеполагания на уроках, которые можно разделить на две группы:
1.Визуальные:
Тема – вопрос
Яркое пятно
Группировка
Проблемная ситуация
2. Аудиальные:
Исключение
Подводящий диалог
Проблема предыдущего урока
Индуктор
Домысливание
Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе.
1.Домысливание
Для урока математики по теме «Порядок действий в выражениях со скобками» предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
2. Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений, определяют тему и цели урока. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
3. Ситуация Яркого пятна
Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.
Например: 1 класс, тема урока «Число и цифра 5»
1 2 3 4 5
4. Тема – вопрос
Тема урока представляется в виде вопроса. Учащиеся должны выстроить план действий, чтобы ответить на вопрос. Учащиеся выдвигают множество мнений, при этом развивается умение слушать и поддерживать идеи друг друга. Процессом руководит учитель или выбранный ученик. Учитель только направляет деятельность.
5. Группировка
Ряд предметов, цифр, фигур учащиеся разделяют на группы, по внешним признакам.
Например: 4 класс, тема урока «Многозначные числа»
Урок начинается с предложения «Разделите на группы числа: 4, 7777777, 56, 8, 789, 9, 900»
Цели записываются на доске, затем составляется план урока, при помощи чего и как будут достигаться цели урока. В конце урока необходимо вернуться к записи, проанализировать, что удалось сделать на уроке, над чем предстоит поработать, выполнить самооценку и взаимооценку.
В заключении хочется сказать, что современный урок в условиях ФГОС открывает перед учащимися возможность в рамках урока быть счастливым.
Этот этап урока совместная деятельность учащихся и учителя, который позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Я уверена, что формирование навыков целеполагания важно для повышения качества знаний. Применение целеполагания на уроке позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, стремления добывать знания без участия учителя. Главной целью моей работы является формирование саморазвивающейся личности, личности умеющей и желающей учиться, умеющей применять свои знания.
2)Приемы подведения к теме(формулировка темы).
Приведу несколько примеров, как можно начать урок и подвести обучающихся к теме урока.
1)Урок можно начать например с высказывания профессора математики Макушевич Алексея Ивановича.
Как вы думаете , почему это высказывание сегодня я выбрала для нашего урока?
Примерные ответы детей:
- На уроках математики мы выполняем различные задания на внимание, это помогает нам успешно учиться.
- Мы тренируем наш мозг решая примеры на умножение и деление.
- Воспитываем настойчивость, когда ищем пути решения сложных задач.
На каких уроках мы с вами объединяем задания на внимание, решение примеров, уравнений, задач?
- Когда нам нужно закрепить полученные знания.
2) Можно начать урок с разгадывания ребуса. Думаем, мыслим и тему урока выводим. ( Сложение и вычитание смешанных чисел)
3) Урок по теме: «Степень числа» начинаем с легенды о шахматной доске.
В IX веке стала известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую – два, на третью - четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснилось, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни.
Решение этой задачи выглядит так:
(Слайд ) 1+21+22+23 +…+263 =
Какое же математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число?
А узнаем мы это после того, как изучим новую тему.
4) Или можно предложить эмблему урока - орешек знаний.
Орешек знаний тверд
Но все же, мы не привыкли отступать.
Чтоб расколоть его сегодня
Мы будем истину искать.
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так:
“Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.
Какие ступеньки мы уже прошли?
Как вы думаете какая следующая ступень?
5) Можно начать с видео сюжета где можно купить айфон, согласитесь тема которая очень близка нашей современной молодёжи. Предложите детям сравнить продажу за три недели айфонов через интернет магазин и магазин сотовой связи. Возникает вопрос, как сравнивать число продаж, если каждый день продаётся разное количество айфонов? Вы выводите обучающихся на тему «Среднее арифметическое».
6) Если вы не смогли найти материал для конкретной темы, вы можете начать урок со следующего: Я прошу всех встать, повернуться и зафиксировать самую дальнюю точку до которой вы можете дотянуться взглядом, попробуйте обернитесь, какая самая дальняя точка, запомните её, повернитесь обратно. А сейчас попробуйте ещё сильнее обернуться, посмотрите получиться ли у вас дальше взгляд свой повернуть. У кого получилось поднимите руку. Так вот дорогие мои вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка и вы сейчас добились ещё большего. И я вам желаю, чтобы сегодня на уроке вы добились гораздо большего, расширили свои возможности и свои знания по теме ……
7) Если вы знакомитесь с новым видом задач, то можно начать урок например с такой задачи:
Один господин писал о себе: «…пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…»Почему он такой урод? (Ответ: Господин не поставил в одном месте двоеточие. В каком?) Здесь прослеживается межпредметная связь с русским языком. Задача оказалась не сложной, но чтобы решить её, потребовалось быть внимательными. Вы уже догадались, с чем нам придётся встретиться сегодня на уроке?
Что хотелось бы сказать в заключении. Есть такая знаменитая фраза «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». От того, как с первых минут урока вы включите школьников в активную учебную деятельность, сможете увлечь их, заинтересовать от этого зависит и эффективность вашего урока.
3)Примеры рефлексивных приемов:
«Лестница успеха»
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Дерево успеха»
Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.
«Яблоня»
На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
«Светофор»
Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Плюс – минус»
Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.
«10 баллов»
Дети оценивают свою работу по 10-бальной шкале.
Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Примеры рефлексивных приемов:
«Рефлексивный экран»
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.