Методист:_____________ Серикова О.Ю.
Учитель:______________ Голова Л.Н.
г. Лукоянов 2023
- знать, как вычесть двузначное, число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем;
- уметь решать задачи и выражения изученных видов; чертить отрезки заданной длины
- корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом;
- оценивать себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено, и что нужно усвоить;
- слушать и понимать партнера, взаимно контролировать деятельность друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя;
- стремится развивать внимание, память, мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
I. Организационно-мотивационный настрой (30 сек)
II. Актуализация знаний (5 мин)
III. Подведение к теме (2 мин)
IV. Целеполагание (30 сек)
V. Изучение нового материала (20 мин)
VI. Закрепление изученного материала (13 мин)
VII. Подведение итогов (2 мин)
VIII. Рефлексия (30 сек)
IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)
X. Организационный момент (30 сек)
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные) |
I. Организационно-мотивационный настрой | Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность | С: беседа | -Здравствуйте, ребята! -Садитесь -Сегодня урок математики проведу у вас я, меня зовут Анастасия Сергеевна -Давайте, ребята, Учиться считать! Учиться считать И задачи решать. Мы со Знайкой откроем Вам новый секрет: Хотите узнать его? А может быть, нет? | Готовятся к уроку | Ф | Слово учителя | Контроль со стороны учителя | Л: - иметь мотивацию к учебной деятельности; - проявлять интерес к предмету. |
II. Актуализация знаний | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа Н: презентация | -Запишите число и классная работа -Записываем число, слева отступаем 10 клеток, классная работа – 4 – 5 клеток -Один ученик у доски выполняет индивидуальное задание, а остальные работают вместе со мной -Проведем разминку для ума - Посмотрите на слайд - С помощью каких однозначных чисел можно получить число 15? - Число 14? - Я задумала два числа из этого круга -Сложила их и получила число 20 -Какие числа я задумала? -Какие три числа надо сложить, чтобы получить 20? (Записываю сумму числа 20 на доске) -Проверим индивидуальное задание на доске -Правильно ли все решено? (Поставить оценку) -Молодец! - Будем решать задачи - Вы должны записать в строчку знак действия «+» или «-», с помощью которого решается задача - Внимательно слушаем задачи и ставим + или - 1. На спектакль пошли 12 мальчиков и 14 девочек. Сколько детей пошли на спектакль? 2. У фокусника было 12 красных платков и 8 синих. На сколько красных платков больше, чем синих? 3.В первом ряду сидели 18 человек, а во втором ряду на 3 человека меньше. Сколько человек сидели во втором ряду? -Проверим, каким действием решили задачи (Самопроверка со слайда) - Поднимите руку, кто не допустил ошибок -Молодцы! (Ошибки разобрать (ещё раз прочитать задачу, выяснить затруднение)) | Записывают число и классная работа Один ученик выходит к доске, а остальные работают с учителем - 9 и 6, 8 и 7, 6 и 9, 7 и 8 - 9 и 5, 6 и 8, 7 и 7, 5 и 9, 8 и 6 - 11 и 9, 12 и 8 - 8,7,5; 9,7,4; 6,5,9 Проверяют вместе с учителем индивидуальное задание Выполняют задание в рабочей тетради Проверяют задание совместно с учителем | Ф И | Интерактивная доска, презентация (1 слайд) (3 – 5 слайд) (6 слайд) | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | ПР: - знать, как вычесть двузначное, число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; - знать устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; - знать отличительные особенности задачи. |
III. Подведение к теме | Подвести детей к теме и цели урока | С: беседа Н: презентация | -На слайде написаны выражения - Чем похожи выражения в первом столбике? - Чем похожи выражения во втором столбике? - Чем похожи выражения в третьем и в четвертом столбиках? - Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих случаях? - Знайка математик пришёл к нам на урок - Он хочет научить нас чему – то новому | - Из десятков вычитают десятки - Из единиц вычитают единицы - В третьем столбике из двузначного числа вычитают однозначное - В четвертом столбике из двузначного вычитают однозначное - Нет | Ф | Интерактивная доска, презентация (8 слайд) (9 слайд) | Контроль со стороны учителя | ПР: - знать, как вычесть двузначное, число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; - знать устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100. |
IV. Целеполагание | Сформулировать тему и цель урока | С: беседа Н: презентация | - Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Тема нашего урока «Приемы вычислений для случая вида 36-2, 36-20» | - Будем учиться вычитать из двузначного числа однозначное и из двузначного числа двузначное | Ф | Интерактивная доска, презентация (10 слайд) | Контроль со стороны учителя | Р: - формулировать учебную задачу. П: - формулировать познавательную цель. |
V. Изучение нового материала | Изучить приемы вычисления для случаев вида 36-2, 36-20 | С: беседа Н: презентация, учебник П: упражнение, работа с учебником | 1. Знакомство с вычислительным приемом - Зарисуйте в тетради число 36 с помощью геометрических фигур - Десятки изобразите треугольниками, а единицы — точками - Давайте вычтем из числа 36 число 2 - Что такое 2? - Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы вычли 2 единицы? - Сколько единиц останется? - Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? - Что скажете о количестве десятков? (Делаю запись на доске) 36 - 2 = 30 + (6 – 2) = 34 /\ 30 6 - Представим в виде суммы разрядных слагаемых число 36 - Какие это числа? - Как удобнее вычесть? - Удобнее из 6 вычесть 2 и полученный результат прибавить к 30 - Считаем - Из 6 вычтем 2, получится 4, и к 30 прибавим 4, получится 34 - Повторим хором: «Число 36 заменили суммой разрядных слагаемых 30 и 6. Из 6 единиц вычтем 2 единицы. Получится 4 единицы. К 30 прибавим 4, получится 34» - Как мы выполняли вычитание? - Зарисуйте число 36 еще раз - Теперь попробуем вычесть число 20 - Что значит 20? - Какое действие надо выполнить на рисунке? - Сколько десятков осталось? - Что можете сказать о количестве единиц? - Какое число сейчас изображено на вашем рисунке? - Запишите эти действия с помощью чисел (Один ученик делает запись на доске) 36 - 20 = (30 – 20) + 6 = 16 /\ 30 6 - Проговорим хором: «Число 36 заменили суммой разрядных слагаемых 30 и 6. Из 30 вычтем 20, получится 10. К 10 прибавим 6, получится 16» - Как мы выполняли вычитание? 2. Работа по учебнику - Откройте учебник на с.59 - Можно двузначные числа изображать с помощью других моделей – палочками - Прочитайте правило на с.59 - Рассмотрите рисунки - Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали? № 1 (с. 59) (Коллективное выполнение с проговариванием) (Вызываю по одному ученику к доске) №4 (с. 59) (Первый столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Для записи на доске вызываю одного ученика) | Рисуют 3 треугольника и 6 точек - 2 единицы - Зачеркнуть 2 точки - 4 единицы -34 - Оно не изменилось - 30 и 6 - Из единиц вычесть единицы Повторяют хором за учителем - Единицы вычитали из единиц Рисуют 3 треугольника и 6 точек - 2 десятка - Зачеркнуть 2 треугольника - 1 десяток -Оно не изменилось - 16 Один ученик записывает действия на доске, остальные у себя в рабочей тетради Повторяют хором за учителем -Десятки вычитали из десятков Открывают учебник на с.59 Один ученик читает правило на с.59 - Да | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник (11 слайд) (12 слайд) (14 слайд) (16 слайд) (18 слайд) | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | ПР: - уметь вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 - 2, 36 - 20; - уметь решать задачи и выражения изученных видов; чертить отрезки заданной длины. Р: - контролировать собственную деятельность и деятельность партнера; - осуществлять взаимопроверку и самопроверку; - корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом. ПЗ: - выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники; - анализировать объекты, сравнивают их; - самостоятельно создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности. К: - слушать и понимать партнера, взаимно контролировать деятельность друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; - не создавать конфликтов в спорных ситуациях. Л: - стремится развивать внимание, память, мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; - проявлять самостоятельность, личную ответственность. |
Физкультминутка | Предупредить утомляемость детей | С: беседа П: упражнение | - Немного отдохнём - Все встаём, слушаем внимательно и повторяем за мной движения Мы решали, мы решали, Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, Ручками похлопаем. Раз присядем, Быстро встанем, Улыбнемся, Тихо сядем. | Встают и повторяют движение за учителем | Ф | Слово учителя | Контроль со стороны учителя | |
VI. Закрепление | Повторение и закрепление ранее изученного материала | С: беседа Н: презентация, учебник П: работа по учебнику | 1. Работа по учебнику №2 (с.59) - Прочитайте текст задачи - О ком задача? - Сколько мальчиков? - Что сказано о девочках? - Каков вопрос задачи? - Сколько всего детей? - Составьте краткую запись по задаче и запишите её в тетрадь - Повторите задачу по краткой записи М. – 5 ч. ? д. Д. - ?, на 4 ч. - Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? - Можем ли мы узнать, сколько всего детей занимается в кружке? - Составим план решения задачи: 1. Узнать, сколько девочек занимается в кружке. 2. Узнать, сколько всего детей занимается в кружке. - Запишите решение задачи по действиям с пояснениями (Один ученик работает у доски) - Проверим (Проверка на слайде) - Кто решил также? - А кто решил по-другому? - Молодцы! №3 (с 59.) - Устно составьте задачи по кратким записям: вариант 1 — по краткой записи 1, вариант 2 — по краткой записи 2 - Решение задачи запишите: по действиям или одним выражением - Если затрудняетесь, рассмотрите схему - Поднимите руку, кто уже решил задачу - Запишем решение задач на доске по действиям - Запишите решение задач выражением (Вызываю двух учеников 1 и 2 второго варианта решать задачу) - Проверим (Проверка со слайда) - Кто решил также? - А кто решил по-другому? - Поставьте на полях знак!, если задача решена верно, знак +, если решение верное, но допущены ошибки в вычислениях, знак —, если задача решена неверно или не решена совсем | Один ученик читает текст задачи - О мальчиках и девочках - 5 мальчиков - Неизвестно, но на 4 человека больше, чем мальчиков - Сколько всего ребят занимаются фигурном катанием в этом кружке? - Неизвестно Составляют краткую запись по задаче и записывают её в тетрадь - Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в кружке - Нет Один ученик записывает решение задачи по действиям с пояснениями у доски, остальные у себя в рабочей тетради Составляют задачи по кратким записям Записывают решение задачи в рабочей тетради по действиям или одним выражением Ставят на полях !, + или – | Ф И | Интерактивная доска, презентация, учебник (20 слайд) (22 слайд) (24 слайд) (26 слайд) (28 слайд) | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | ПР: - знать, как вычесть двузначное, число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; - знать устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; - знать отличительные особенности задачи; - уметь вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 - 2, 36 - 20; - уметь решать задачи и выражения изученных видов; чертить отрезки заданной длины. Р: - контролировать собственную деятельность и деятельность партнера; - осуществлять взаимопроверку и самопроверку; - корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом. ПЗ: - выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники; - самостоятельно создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности К: - слушать и понимать партнера, взаимно контролировать деятельность друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; - не создавать конфликтов в спорных ситуациях Л: - стремится развивать внимание, память, мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; - проявлять самостоятельность, личную ответственность. |
VII. Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | С: беседа Н: презентация | - Посмотрите на слайд 67 – 5 67 – 50 - Каким правилом вы будете пользоваться при вычислении? (Поставить оценки) - Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя | Смотрят на слайд -Единицы вычитают из единиц, десятки из десятков | Ф | Интерактивная доска, презентация (30 слайд) | Контроль со стороны учителя | Р: - оценивать себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено, и что нужно усвоить; - иметь способность к саморегуляции. |
VIII. Рефлексия | Оценить деятельность на уроке | С: беседа Н: презентация | - Кто хорошо понял приемы вычислений, поставьте на полях (!) знак - Кто не совсем хорошо понял новый материал, поставьте на полях (?) знак - Дома надо потренироваться | Оценивают свою работу на уроке | Ф | Слово учителя (32 слайд) | Контроль со стороны учителя | Р: - оценивать себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено, и что нужно усвоить; - иметь способность к саморегуляции. |
IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Провести инструктаж по домашнему заданию | С: беседа Н: презентация | - Открываем дневники и записываем домашнее задание - У: с.59, № 4 | Записывают домашнее задание | Ф | Слово учителя (34 слайд) | Контроль со стороны учителя | |
X. Организационный момент | Организационно закончить урок | С: беседа | - Ребята, встаем -Сегодня вы все хорошо поработали, всем спасибо, урок окончен | Готовятся к окончанию урока | Ф | Слово учителя | Контроль со стороны учителя | |