СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Древнерусская литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает две презентации:

1. "Возникновение древнерусской литературы"

2. "Слово о полку..."

Просмотр содержимого презентации
«Возникновение ДРЛ»

Древнерусская литература

Древнерусская литература

Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины. Д.С. Лихачев

Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины.

Д.С. Лихачев

Возникновение ДРЛ    В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.    Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Возникновение ДРЛ

В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

  • Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
  • Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
  • Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
  • Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
  • Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Периоды развития ДРЛ  Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.  Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Периоды развития ДРЛ

Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.

Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г.

Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.

Просмотр содержимого презентации
«Слово о полку Игореве»

- познакомить с историей находки «Слова…»; - познакомить с летописным источником похода князя Игоря на половцев; - выявить проблематику произведения; - познакомиться с героями «Слова…»; - развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос; - воспитывать интерес к отечественной истории, ответственность за свои поступки
  • - познакомить с историей находки «Слова…»;
  • - познакомить с летописным источником похода князя Игоря на половцев;
  • - выявить проблематику произведения;
  • - познакомиться с героями «Слова…»;
  • - развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;
  • - воспитывать интерес к отечественной истории, ответственность за свои поступки
Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин ,  член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин ,

член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств

«Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам.
  • «Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам.
В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля. 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско.

В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля.

1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Ипатьевская летопись

«Слово о полку Игореве…»

Игорь же возревъ на небо и виде солнце.

Игорь възр ѣ на св ѣ тлое сълнце и вид ѣ .

И рече бояромъ своимъ и дружине своей.

И рече Игорь къ дружине своей.

Братья и дружино.

Братие и дружино.

Да то же нам видети.

Да позримъ синего Дону!

Заутра же, пятку наставшу ... усретоша полки половецкие.

Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъки половецкыя.

И рече Святославъ Олгович ... «далече есмь гонилъ по половцевъ ... » И облегоша ту.

Дремлетъ въ пол ѣ олгово хороброе гн ѣ здо: далече залет ѣ ло.

И бысть скорбь и туга люта ... и по всей волости Черниговской: князи изымани и дружина изымана и избита.

Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати ... А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми.

Святослав же то слышав и вельми воздохнув, утер слез своих и рече ...

Тогда великый Святъславъ изрони злато слово с слезами см ѣ шено и рече ...

Ныне же половци се победиле Игоря и брата его с сыном, а поеди, брате (Давыде), постерези земле Руское.

Вступита, господина (Рюриче и Давиде), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы.

На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».

На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».

«Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».  Д.С.Лихачев

«Игорь Святославович – сын своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».

Д.С.Лихачев

Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие».

Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежа поганые головы половецкие».

Святослав – государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
  • Святослав – государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи .

Ярославна женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи .

Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой
  • Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился бой, когда «кровавого вина не доста». Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой
Автор превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.
  • Автор превращает природу в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.
Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
  • Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки (многие представлены на сайте «Параллельный корпус переводов „Слова о полку Игореве“»). В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово» на английский язык. Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков «Слова» на другие языки: на украинский — Иван Франко, на белорусский — Янка Купала, на польский — Юлиан Тувим, на французский — Филипп Супо, на монгольский — Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий — Райнер Мария Рильке, на иврит — Арье Став и др. Известные переводы «Слова» на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.
  • Существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки (многие представлены на сайте «Параллельный корпус переводов „Слова о полку Игореве“»).
  • В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово» на английский язык.
  • Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков «Слова» на другие языки: на украинский — Иван Франко, на белорусский — Янка Купала, на польский — Юлиан Тувим, на французский — Филипп Супо, на монгольский — Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий — Райнер Мария Рильке, на иврит — Арье Став и др.
  • Известные переводы «Слова» на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.
Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.
  • Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.

Н.Рерих Поход князя Игоря»

В.М.Васнецов «После побоища

князя Игоря с половцами»

Опера «Князь Игорь» — образец национального героического эпоса в музыке.

Опера «Князь Игорь» — образец национального героического эпоса в музыке.