Урок 11. Тема урока. Храмы
Цель урока: дать общее представление о православном храме.
Задачи:
Закрепить понятие храм, повторить знания детей о внутреннем и внешнем устройстве храма. Формировать представления детей о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Способствовать пониманию культурной, художественно- архитектурной и исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Способствовать воспитанию у учащихся духовного и эстетического восприятия православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа. Обогащать и активировать историко-культурологический словарь школьников
Оборудование:
презентация в программе Power Point
Ход урока.
Вступительная беседа. Повторение изученного.
На предыдущих уроках знакомились с темой «Всегда живое в истории».
- Восстановите схему.
Всегда живое в истории
[Скругленный прямоугольник: Евангелие] [Скругленный прямоугольник: Иконы] [Скругленный прямоугольник: Храмы]
- О чём шла речь на прошлых уроках ОПК? (О храмах)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы повторим тот материал, который изучали на предыдущих уроках. Повторим о внешнем и внутреннем устройстве храма.
3. Повторение изученного.
1) Назначение храма
- Что такое храм? ( Храм это место собрания и моления верующих.)
- Каково назначение храма?
- Чем могут отличаться храмы?
Количество куполов в храме Цвет храма Материал из которого сделан храм
– Из чего строили и строят храмы?
- В форме чего могли строить храмы? (В форме корабля, круга, в форме креста)
Своим внешними формами и внутренним убранством, всем строением своей жизни храм рассказывает нам о событиях Священной истории, о том, чем жили и до сих пор живут христиане в глубине своего сердца.
2.) Внешнее строение храма
- Какие части можно выделить в любом храме?
- Назовите части храма
3.) Внутреннее устроение храма
- Войдя внутрь храма, мы прежде всего попадаем в … (притвор). Притвор есть преддверие храма. Раньше здесь стояли кающиеся и оглашенные.
- Как называется часть храма, которая находится сразу после притвора? ( За притвором расположена средняя часть храма.) Именно здесь во время богослужения стоят молящиеся.
- Как называется главная часть храма? (Главной частью храма является алтарь. Располагается алтарь в восточной части храма, в центре его находится святой престол, (слайд №) символизирующий Гроб Господень.
- Какие священные предметы есть на святом престоле? На престоле – священные предметы: антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница (стр. 61, 47, слайд № ).
- Алтарь возвышается над основным пространством храма и отделен от центральной части иконостасом (слайд № ).
4.) Беседа об иконостасе.
- Что такое иконостас ?
- Что такое икона ?
- Какие иконы мы можем увидеть на иконостасе?
- Каких иконописцев вы знаете?
Иконостас – преграда, перегородка с рядами икон. В древних храмах высоких иконостасов не было, алтарь отделялся от средней части храма невысокой решеткой и завесой.
Икона – это священное изображение (образ), который почитают (относятся с особым уважением).
- Кого изображают на иконах? (На иконах изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божью матерь, ангелов, святых, а также события из ветхозаветной и новозаветной Священной истории) (слайд № )
5.) «Специальные храмовые предметы»
Работа с учебником (стр.159) (слайд №11)
В храме используются высокие столики особой формы со скошенной доской – аналои. (стр. 58) На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться.
Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется «канун». Сюда ставят свечи для поминания усопших.
В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже « участвует» в богослужении.
В храме священником совершается каждение : в кадило на горящие угольки кладут ладан ( душистую древесную смолу.
Перед каждой иконой в храме висит лампада. (стр. 60)
4. Обобщение.
1).
- Чем отличается храм от других архитектурных сооружений:
а) по назначению;
б) по внешнему виду;
в) по внутреннему устроению и убранству?
- Назовите главные части храма. Каково их назначение?
- Какую функцию выполняет иконостас? Как располагаются иконы на иконостасе?
2) Работа с раскраской.
- Раскрасить храм.
3) Кроссворд в картинках
2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10. 11.
5
6
9
2
11
4
4
1
3
1
5. Итог урока.
- Что объединяет иконы, Евангелие и храмы? (Всегда живые в истории)
- Как должны вести себя люди в храме?