СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Интеграция уроков русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация сопровождает мастер-класс "Интеграция уроков русского языка и литературы".

Просмотр содержимого документа
«Презентация Интеграция уроков русского языка и литературы»

Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами школьного курса  Мастер-класс учителя русского языка и литературы Черкаевой Д.П.

Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами школьного курса

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Черкаевой Д.П.

  Интеграция (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. (Integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Интеграция (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое. (Integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

 Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.

 Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

 Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.

Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.

Форма проведения интегрированных уроков конференции  семинары  путешествия и т.д.

Форма проведения интегрированных уроков

конференции

семинары

путешествия и т.д.

общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:  конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов  конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов

общую классификацию интегрированных уроков

можно представить по способу их организации:

конструирование и проведение урока

двумя и более учителями разных предметов

конструирование и проведение урока одним учителем,

имеющим базовую подготовку по соответствующим

«родственным» дисциплинам

создание на этой основе интегрированных тем,

разделов и, наконец, курсов

 Признаки интегрированных уроков. Первый уровень – это урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного,  т.е. представляющего собой  новое сложное единство, лежащее в качественно  иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе  которых он спланирован.  Уровень этот определяется тем кругом задач, которые  возможно выполнить только  благодаря интегрированию.  Под вторым уровнем  разумеется объединение  понятийно-информационной  сферы учебных предметов. Такие уроки могут  проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов  и сведений, сопутствующего  повторения, введения в тему  дополнительного материала.

Признаки интегрированных уроков.

Первый уровень – это урок,

решающий конкретные

и перспективные задачи

курса интегрированного,

т.е. представляющего собой

новое сложное единство,

лежащее в качественно

иной плоскости, чем те два

или три предмета, на основе

которых он спланирован.

Уровень этот определяется

тем кругом задач, которые

возможно выполнить только

благодаря интегрированию.

Под вторым уровнем

разумеется объединение

понятийно-информационной

сферы учебных предметов.

Такие уроки могут

проводиться в целях

наилучшего запоминания

каких-либо фактов

и сведений, сопутствующего

повторения, введения в тему

дополнительного материала.

Третий уровень связан  с задачами сравнительно – обобщающего изучения  материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять  явления и объекты Наиболее глубоким  представляется четвертый  уровень интеграции, когда школьники сами начинают сопоставлять  факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать  связи и закономерности  между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.

Третий уровень связан

с задачами сравнительно –

обобщающего изучения

материала и выражается

в умении школьников

сопоставлять и

противопоставлять

явления и объекты

Наиболее глубоким

представляется четвертый

уровень интеграции,

когда школьники сами

начинают сопоставлять

факты, суждения об

одних и тех же явлениях,

событиях, устанавливать

связи и закономерности

между ними, применяют

совместно выработанные

учебные умения.

  Цель интегрированных уроков – обобщение знаний, умений и навыков, полученных на школьных уроках по разным предметам и собранных воедино для целостности восприятия пройденной темы. ,

Цель интегрированных уроков – обобщение знаний, умений и навыков, полученных на школьных уроках по разным предметам и собранных воедино для целостности восприятия пройденной темы. ,

Формирование системности знаний  и более глубокое усвоение понятий  Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности Осуществление  комплексного подхода к обучению  и воспитанию через установление связей  между отдельными предметами  Активизация самостоятельной  деятельности учащихся  Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения  Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач: Формирование у учащихся  целостного представления о мире

Формирование системности знаний

и более глубокое усвоение понятий

Развитие системного и

творческого мышления

и познавательной активности

Осуществление

комплексного подхода к обучению

и воспитанию через установление связей

между отдельными предметами

Активизация самостоятельной

деятельности учащихся

Совершенствование содержания

учебного материала, методов и

форм организации обучения

Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач:

Формирование у учащихся

целостного представления о мире

 Во-вторых, это работа  с иллюстрациями, которые  сопровождают практически  все художественные произведения,  представленные в школьной программе. Во-первых, это работа с Полотнами мастеров живописи. При изучении биографии какого – либо поэта, писателя полезно обратиться к их  портретам разных периодов, выполненных разными художниками.   В- четвертых, включение учащихся в процесс творчества, т.е. попытка самим стать актерами.   Некоторые виды работ традиционно использую в практике.  В-третьих, использование  музыкальных фрагментов на уроках литературы.

Во-вторых, это работа

с иллюстрациями, которые

сопровождают практически

все художественные

произведения,

представленные в

школьной программе.

Во-первых, это работа с

Полотнами мастеров живописи.

При изучении биографии

какого – либо поэта,

писателя полезно обратиться к их

портретам разных периодов,

выполненных разными

художниками.

В- четвертых, включение

учащихся в процесс творчества,

т.е. попытка самим стать актерами.

Некоторые виды работ

традиционно использую в практике.

В-третьих, использование

музыкальных фрагментов

на уроках литературы.

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса.
  • Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
  • С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
  • Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!