Презентация интерактивных методов обучения
«Мозаика»
Введение
Школа не может не претерпевать изменения, которые диктует XXI век. Она должна готовить молодых творческих менеджеров, лидеров, способных оценить будущее и создавать лучшее будущее. А для этого недостаточно ориентироваться на передачу и усвоение опыта, накопленного человечеством. Важным становится умение в лавинообразном потоке информации найти нужную, уметь с ней работать, а не просто накапливать сумму энциклопедических знаний.
Важнейшей задачей школы является научить ребенка мыслить. Ведь большинство проблем, возникающих в науке, технике, культуре, должны открыть характер и поэтому не имеют однозначного и простого решения. Тем более не имеют такого решения проблемы, возникающие в реальной жизни, к которому и должна готовить ребенка школа.
Реальный мир требует сотрудничества, коллективного решения проблем. Научить, как справляться, как эффективно действовать в группе, является жизненно необходимым. Опыт показывает, что обучение отдельного лица усиливается сотрудничеством. Делиться идеями, понятно объяснять друг другу свои взгляды, уметь найти компромиссы и сделать выводы - это уже образование.
Примером интерактивной методики обучения является «мозаика».
Использование «мозаики» привлекает к работе всех учеников. Каждый ученик приобретает знания путем индивидуальных исследований и благодаря сотрудничеству, диалогу с другими участниками. Ученики выступают в двойной роли: они изучают информацию и делятся ею (выступают в роли эксперта). «Мозаика» позволяет задействовать учащихся слабых, а также тех, кто имеет коммуникативные проблемы в группе.
Методика приучает детей к ответственности за результат труда в группе. «Мозаику» можно использовать на уроках практически по всем предметам. Она является целесообразной на уроках изучения нового материала, а также эффективна при организации повторения. На последних учитель имеет возможность убедиться, как усвоена информация и выработаны умения, относительно чего учащиеся испытывают наибольшие трудности, а также выяснить, какие важные детали следует повторить.
Пример «мозаики» (описание)
Тема урока: Квадратичная функция. Преобразование графиков функций.
Цель урока: Научить учащихся строить и преобразовывать графики
квадратичной функции; сформировать навыки исследования
свойств функции; воспитывать графическую культуру.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся
1) Что называется функцией?
2) Область определения и множество значений функции
3) Что называется графиком функции?
4) Какие способы задания функции вам известны?
Учитель выделяет в данной проблеме несколько аспектов
1) y = x2; y = -x2
2) y = ах2, если | a | 1, или 0
3) y = x2 + n, если n 0, или n
4) y = (x-m)2, если m 0, или m
5) y = ax2 + bx + c; a ≠ 0; b, c-произвольные числа
Клас делится на группы (так называемые материнские группы).
Количество человек в группе должно совпадать с количеством предложенных аспектов проблемы (см. слайд 1, согласно которого 5 учеников рассматривают 5 аспектов) - каждый ученик анализирует или обрабатывает один из них.
Составить таблицу значений функции для соответствующих значений аргумента. Пользуясь таблицей, построить соответствующие графики в одной системе координат:
Гр.1 Гр.2 Гр.3 гр.4 Гр.5
А1, А2, А3, А4, А5: y = x2 и y = -x2
В1, В2, В3, В4, В5: y = 2x2 и y = ½x2
С1, С2, С3, С4, С5: y = x2 + 3 и y = x2-3
D1, D2, D3, D4, D5: y = (x-1) 2 и y = (x + 1) 2
E1, E2, E3, E4, E5: y = x2-6x + 10
Деление на экспертные группы (слайд 2)
Группа 1. График функции y = f (x) i y = -f (x)
Группа 2. График функции y = kf (x)
Группа 3. График функции y = f (x) + n
Группа 4. График функции y = f (x-m)
Группа 5. Координаты вершины параболы y = ax2 + bx + c
Инструкция для групп. Работа в экспертных группах. Составление
алгоритма преобразования графика функций.
Смена состава группы согласно слайду 3.
Эксперты, работавшие над определенным аспектом проблемы, возвращаются к своим материнским группам. Взаимообучение в группах. Построение графика функций.
А1, B1, C1, D1, E1: y = ½ (x-1) 2 + 2
A2, В2, C2, D2, E2: y = 2 (x + 1) 2 -3
A3, B3, С3, D3, E3: y = 3 (x-2) 2 + 1
A4, B4, C4, D4, E4: y = x2 -2x + 4
A5, B5, C5, D5, E5: y = x2+ 2x + 4
Представлення работы каждой группы
Итоговая беседа под руководством учителя