Русский язык как развивающееся явление
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №32» города Братска
Туголукова Елена Николаевна
Цель:
ученики 7 класса на первом в учебном году уроке сформируют представление о русском языке как явлении развивающемся и совершенствующемся
Кажд…е слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отр…зилась в слов… пр…рода стр…ны и история народа.
К. Д.Ушинский
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания .
Самопроверка
Кажд о е слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отр а зилась в слов е пр и рода стр а ны и история народа.
К. Д.Ушинский
Язык есть самая живая, самая обильная и проч…ная связь, со…д…няющая отжившие, ж…вущие и будущие поколения народа в одно в…ликое историческое целое.
К.Д.Ушинский
Укажите ключевые слова в этом предложении, исходя из темы урока.
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания .
. Самопроверка
Язык есть самая живая, самая обильная и про чн ая связь, со е д и няющая отжившие, ж и вущие и будущие поколения народа в одно в е ликое историческое целое.
К.Д.Ушинский
. Самопроверка
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое.
К.Д.Ушинский
Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
Деградация ???
Эволюция ???
Как думаете, какой из этих процессов характерен для нашего языка? Почему?
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак
Списать , указать частеречную принадлежность всех слов.
Язык (сущ.) изменчив (кр.прил.), как (союз) изменчива (кр. прил.) сама (мест.) жизнь (сущ.).
С.Я. Маршак
Соотнесите данное высказывание с темой урока.
Развитие языка
Все живые языки постоянно изменяются, они имеют прошлое и настоящее , в которых зарождаются элементы будущего состояния языка.
Слова, которые мы знаем, но употребляем редко, составляют наш пассивный запас . В него входят архаизмы и историзмы .
Архаизмы
Архаизмы -слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами.
выя - ???
шуица - ???
ланиты - ???
перси - ???
ендова - ???
Архаизмы
Архаизмы -слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами.
выя - шея
шуица - левая рука
ланиты - щеки
перси - грудь
ендова - тарелка
Замените архаизмы современными словами, если это возможно.
Замените архаизмы современными словами, если это возможно.
Историзмы
Историзмы -слова, ушедшие из языка в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.
Опричнина
княжна
околоточный
армяк
Как объяснить, почему эти слова покинули наш язык?
Развитие языка
Слова, которые мы знаем и употребляем, составляют наш активный словарный запас . Словарный состав языка постоянно пополняется. Новые слова, пришедшие в язык, называют неологизмами .
Неологизмы
Неологизм - слово, которое возникло как новое название существующего или вновь появившегося предмета/явления.
Неологизмы могут войти с активный словарь или так и остаться неологизмами
Мерчендайзинг
провайдер
+ ваши примеры
Авторские неологизмы
Если в литературном произведении автор использует изобретенное им слово, возникает авторский неологизм . Эти слова со временем могут стать привычными и войти в язык.
Так слова маятник , созвездие , чертеж появились в языке благодаря работам М.В.Ломоносова. А трогательный , рассеянность - благодаря творчеству Н.М.Карамзина.
Вспомните, какие авторские неологизмы знаете вы?
Славянские языки
Русский язык - один из славянских языков. Совпадения в лексике, фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ . За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли изменения. Многие некогда общие для славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение.
Упражнение 1 (по заданию самостоятельно с последующей проверкой)
Словарная работа
восточ н о славянский
запад н о славянский
юж н о славянский
об щ е славянский
древ н е русский
В изменениях языка участвует каждый из говорящих на русском, поэтому мы должны помнить, что и от нас зависит, каким будет наш родной язык.
Домашняя работа
- выполнить синтаксический разбор высказывания С.Я.Маршака
- параграф 1 (подробный пересказ)
Рефлексия
Мне всё понятно!
Было интересно!
Надо повторить ещё раз. Доработаю дома!
Совсем ничего не понял (-а)! Очень сложно! Дорабатывать не буду! Не хочу!
Спасибо за урок!