СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРедставлена презентация к уроку по обществознанию  по теме "Познание" 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по обществознанию 10 класс»

Процесс получения знаний ПОЗНАНИЕ ГНОСЕОЛОГИЯ

Процесс получения знаний

ПОЗНАНИЕ

ГНОСЕОЛОГИЯ

План урока: 1.  Познание и его виды 2.  Ненаучное познание а) Мифологическое познание б) Народная мудрость в) Здравый смысл г) Практика д) Паранаука 3.  Научное познание и его формы  а) Эмпирическое познание  б) Рациональное познание  в) Особенности науки

План урока:

1. Познание и его виды

2. Ненаучное познание

а) Мифологическое познание

б) Народная мудрость

в) Здравый смысл

г) Практика

д) Паранаука

3. Научное познание и его формы

а) Эмпирическое познание

б) Рациональное познание

в) Особенности науки

Подходы к решению проблемы познаваемости мира Агностицизм (И. Кант) Мир познать невозможно Эмпиризм (Ф. Бэкон) Решающую роль играют опыт, эксперимент Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют ощущения и восприятия Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Два уровня познания

Подходы к решению проблемы познаваемости мира

Агностицизм

(И. Кант)

Мир познать невозможно

Эмпиризм

(Ф. Бэкон)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

Решающую роль играют мыслительные операции

Рационализм

(Р. Декарт)

Сенсуализм

(Дж. Локк)

Решающую роль играют ощущения и восприятия

Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального

Большинство

Два уровня познания

Научное познание Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.     Научное познание  – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Научное познание

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.

Научное познаниеэто объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Классифицируйте слова по каком-либо принципу (принцип объясните) Восприятие, эмпирическое познание, математическое моделирование, умозаключение, наблюдение, суждение, ощущение, эксперимент, рациональное познание, мыслительный эксперимент, анализ, гипотеза, представление, понятие.

Классифицируйте слова по каком-либо принципу (принцип объясните)

Восприятие, эмпирическое познание, математическое моделирование, умозаключение, наблюдение, суждение, ощущение, эксперимент, рациональное познание, мыслительный эксперимент, анализ, гипотеза, представление, понятие.

Виды научного познания ?

Виды научного познания

?

Формы чувственного познания  (проверьте) Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов Представление  Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений Ощущение Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий Восприятие

Формы чувственного познания (проверьте)

Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов

Представление

Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений

Ощущение

Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий

Восприятие

Формы чувственного познания  (правильный ответ) Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов Ощущение  Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений  Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий

Формы чувственного познания (правильный ответ)

Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов

Ощущение

Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений

Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий

Формы рационального познания  (проверьте) Логически обобщенный образ предмета  У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Вывод нового знания на основе имеющихся суждений Понятие

Формы рационального познания (проверьте)

Логически обобщенный образ предмета

У мозаключение

Логическая связь понятий

С уждение

Вывод нового знания на основе имеющихся суждений

Понятие

Формы рационального познания  (правильный ответ) Логически обобщенный образ предмета  Понятие Логическая связь понятий С уждение Вывод нового знания на основе имеющихся суждений

Формы рационального познания (правильный ответ)

Логически обобщенный образ предмета

Понятие

Логическая связь понятий

С уждение

Вывод нового знания на основе имеющихся суждений

Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата. Эмпирические методы Теоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование Эксперимент исследовательский проверочный Описание

Методы научного познания

  • Метод – совокупность приемов получения определенного результата.

Эмпирические методы

Теоретические методы

Наблюдение

  • включенное
  • внешнее (невключенное)

Анализ

Синтез

Индукция (от частного к общему)

Дедукция (от общего к частному)

Моделирование

Эксперимент

  • исследовательский
  • проверочный

Описание

Основные мыслительные операции синтез анализ объединение частей в единое целое разложение целого на части абстрагирование сравнение сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения обобщение переход от единичного к общему

Основные мыслительные операции

синтез

анализ

объединение частей в единое целое

разложение целого на части

абстрагирование

сравнение

сопоставление

ряда явлений и

предметов для

выявления у них

общего или

различий

формирование образов

реальности посредством

отвлечения и пополнения

обобщение

переход от единичного к общему

Рациональное познание, в отличие от чувственного: дает истинные знания о предмете опирается на ощущения расширяет представления о мире использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:  непосредственное восприятие предмета  систематизация информации  классификация полученных данных  формирование понятий

Рациональное познание, в отличие от чувственного:

  • дает истинные знания о предмете
  • опирается на ощущения
  • расширяет представления о мире
  • использует логические умозаключения

В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:

  • непосредственное восприятие предмета
  • систематизация информации
  • классификация полученных данных
  • формирование понятий
Истина Истина – ….  ?  ?  ? ? Свойства истины: -  - Главный критерий истины – ?????

Истина

Истина – ….

?

?

?

?

Свойства истины: -

-

Главный критерий истины – ?????

Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Абсолютная истина Относительная истина Объективная истина Свойства истины: -  - Главный критерий истины – практика

Истина

Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету.

Абсолютная истина

Относительная истина

Объективная истина

Свойства истины: -

-

Главный критерий истины – практика

Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

Противоположности истины

  • Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.
  • Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Полное, исчерпывающее знание называется: относительной истиной абсолютной истиной объективной истиной теорией

Полное, исчерпывающее знание называется:

  • относительной истиной
  • абсолютной истиной
  • объективной истиной
  • теорией
+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт… Наука – основная форма познания  Особенности: стремление к объективности целенаправленность определенные методы системность точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний

+ искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…

Наука – основная форма познания Особенности:

  • стремление к объективности
  • целенаправленность
  • определенные методы
  • системность
  • точность
  • особый язык
  • выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний
Уровни научного познания Теоретический Эмпирический Чувственные формы познания ОВП Рациональные формы познания ПСУ Главная задача – описание предметов и явлений Главная задача – объяснение изучаемых явлений Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы

Уровни научного познания

Теоретический

Эмпирический

Чувственные формы познания ОВП

Рациональные формы познания ПСУ

Главная задача – описание предметов и явлений

Главная задача – объяснение изучаемых явлений

Основные формы знания – закон, принцип, научная теория

Основные формы знания – факты и эмпирические законы

Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов , научных прогнозов предположение

Этапы теоретического познания

  • постановка цели и задач
  • анализ литературы по теме
  • формулировка гипотезы
  • организация и проведение исследования
  • анализ и обобщение полученных данных
  • проверка гипотезы
  • формулировка законов , научных прогнозов

предположение

Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Установите соответствие

Положение

Вид познания

общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность

научное

обыденное

художественное

для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная

общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны

одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход

Установите соответствие

Методы научного познания

Уровни научного познания

эксперимент

теоретический

эмпирический

математическое моделирование

наблюдение

структурный анализ

системный подход

Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верно А и Б
  • оба суждения неверны
Тест для самопроверки

Тест для самопроверки

Тест для самопроверки

Тест для самопроверки

Ответы

Ответы

Оцените свою работу , уровень эмоций , важность изучаемого материала для вас  от 1 до 12

Оцените свою работу , уровень эмоций , важность изучаемого материала для вас от 1 до 12