Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе " Написание НЕ с разными частями речи"»
Тема: Написание НЕ с разными частями речи
Цели :
1.Формировать умение различать части речи .
2. Знать и применять основное правило написания не с именными частями речи и с глаголом.
Объясните постановку знаков препинания. Назовите все части речи.
Октябрь- капризный месяц. Золотом и багрянцем украшает он рощи и дубравы, и пелена туманов застилает далёкие равнины.
Правописание НЕ с глаголами:
Раздельно
Слитно
не был
не мог
не сходил
не доумевать
не годовать
не навидеть
- не доумевать не годовать не навидеть
Если слово
не употребляется без не
Всегда
Есть приставка недо- со значением неполноты, недостаточности, у неё антоним приставка пере-. Их надо отличать от глаголов с приставкой до-:
- Он не достаёт до звонка.
- Он не достаёт до звонка.
- Он не достаёт до звонка.
Недо - и не до
- Он не доел десерт.
- Он не доел десерт.
НЕ с существительными и прилагательными
Слитно, если:
Раздельно, если:
неряха, неряшливый
ты мне не друг, просто товарищ; он не ленивый(не ленив);
неправда(т.е. ложь)
Не радость, а горе; не глубокая, а мелкая река;
вовсе не трус
1.есть отрицание:
1.слово не употребляется без не:
2.нет отрицания и слово можно заменить синонимом без не:
2.есть противопоставление с а :
3.есть слова: далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть: вовсе не трус
Минутка отдыха.
Запишите слова в 2 столбика (слитно/ раздельно), раскрыв скобки:
- (Не)везение, (не)слушаем, (не)вежа, дорога (не)ровная, вовсе (не)скучный, не)красивый, (не)здоровится, (не)приятель, (не)широкая, а узкая, (не)досмотрели фильм.
Слитно:
Раздельно:
невезение
не слушаем
невежа
дорога не ровная
некрасивый
вовсе не скучный
нездоровится
не широкая, а узкая
неприятель
не досмотрели фильм
Итог урока:
- Что важное и полезное унесёте с урока?
- Что важное и полезное унесёте с урока?
- Что важное и полезное унесёте с урока?
- Что важное и полезное унесёте с урока?
Домашнее задание:
- Выучить правило.
- Выполнить упражнение 108 или 107 (на выбор)