СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Вселенная" + конспект

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация + планирование по теме Вселенная  

Просмотр содержимого документа
«Вселенная»

Обобщение по теме «Вселенная»

Цель: обеспечение единства знаний о солнечной системе и выработка у учащихся целостных убеждений о небесных телах и космическом пространстве.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать полученные знания.

  2. Углубить знания о телах природы.

  3. Развивать познавательный интерес к предмету.


Оборудование:

- учебник «Человек и мир», 5 класс

- физическая карта полушарий;

- мультимедийная презентация «Вселенная»;

- компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Обобщение знаний (фронтальная беседа)

а) беседа о солнечной системе:

Слайд 2.

Какие небесные тела составляют солнечную систему?

Какое место в солнечной системе занимает Солнце?

б) беседа о планетах солнечной системы:

Перечислите планеты.

Какова форма планет солнечной системы?

Как отличается величина планет?

Почему на различных планетах продолжительность года неодинакова?

На каких планетах более холодная температура и почему?

Почему рядом с планетой Плутон стоит знак «?»?

Слайд 3.

Что такое Солнце?

Ответьте на вопросы, которые вы видите на экране.

Какова форма и величина Солнца?

Какая температура на поверхности Солнца?

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Что вы еще знаете о Солнце?

Каково количество звезд в космосе?

Чем отличаются звезды друг от друга?

Чем отличаются звезды от планет?

Промежуточное обобщение учителя.

Слайд 4.

Вспомним о характеристиках каждой планеты.

Меркурий.

На каком месте от Солнца находится Меркурий?

Что можно сказать о величине планеты?

Слайд 5.

Венера.

По какой орбите движется Венера?

Почему здесь высокая температура?

Почему планету называют «голубая Венера»?

Слайд 6.

Земля.

Каково место Земли в солнечной системе?

Как представляли Землю древние люди?

Кто предположил, что Земля имеет форму шара?

Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли?

Каковы размеры Земли?

Слайд 7.

Что является причиной смены дня и ночи на Земле?

В каком направлении вращается Земля?

Что происходит при движении Земли вокруг Солнца?

Покажите на карте полушарий экватор, полюса, Северное и Южное полушария.

Обобщение учителя.

Слайд 8.

Чем является Луна по отношению к Земле?

Почему Луну называют спутником Земли?

Какие виды движения Луны вы знаете?

Какова продолжительность лунных суток?

Почему мы видим всегда одно и тоже полушарие Луны?

Почему Луна на небе в течение месяца выглядит по-разному?

Какова поверхность Луны?

С помощью чего изучают поверхность Луны?

Почему на Луне нет растений и животных?

Почему Луна светит слабее Солнца?

Кто впервые побывал на Луне?

Обобщение учителя

Слайд 9.

Какое место в солнечной системе занимает Марс?

Что вы о нем знаете?

Чем интересна планета Юпитер?

По какой орбите вращается Сатурн?

Из чего состоят кольца Сатурна?

Слайд 10.

Чем интересна планета Уран?

Что вы знаете о планете Нептун?

На какой орбите находится Плутон?

О чем спорят ученые по поводу Плутона?


Итак, перечислите черты сходства планет.

Назовите черты различия.

Чем отличается Земля от всех планет?

Обобщение учителя.

Слайд 11.

в) беседа о комете

Интересным небесным телом является комета. Она имеет определенное строение.

Из каких частей состоит комета?

Что представляет собой голова кометы?

Из чего состоит хвост кометы?

Что происходит с кометой в течение ее жизни?

Слайд 12.

Итак, мы повторили материал о составе солнечной системы, планетах спутниках, звездах.

Как вы думаете, с помощью чего человек получает знания о небесных телах?

Обобщение учителя

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание:

Что интересного произошло за последнюю неделю во Вселенной? (по материалам периодической печати, телевидения, сети интернет)


Просмотр содержимого презентации
«ВСЕЛЕННАЯ 1»

? СОЛНЦЕ ПЛАНЕТЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА? АСТЕРОИДЫ МЕТЕОРЫ МЕТЕОРИТЫ КОМЕТЫ

?

СОЛНЦЕ

ПЛАНЕТЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПУТНИКИ

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ

СОБОЙ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА?

АСТЕРОИДЫ

МЕТЕОРЫ

МЕТЕОРИТЫ

КОМЕТЫ

СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ – ЭТО … КАКОВА ФОРМА И ВЕЛИЧИНА СОЛНЦА?  КАКАЯ ТЕМПЕРАТУРА НА ПОВЕРХНОСТИ СОЛНЦА?  КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ СОЛНЦЕ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ?  ЧТО ВЫ ЕЩЕ ЗНАЕТЕ О СОЛНЦЕ?

СОЛНЦЕ

СОЛНЦЕ – ЭТО …

КАКОВА ФОРМА И ВЕЛИЧИНА СОЛНЦА?

КАКАЯ ТЕМПЕРАТУРА НА ПОВЕРХНОСТИ СОЛНЦА?

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ СОЛНЦЕ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ?

ЧТО ВЫ ЕЩЕ ЗНАЕТЕ О СОЛНЦЕ?

ПЛАНЕТЫ КАКИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА НАЗЫВАЮТСЯ ПЛАНЕТАМИ? МЕРКУРИЙ  САМАЯ БЛИЗКАЯ К СОЛНЦУ ПЛАНЕТА, САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА.  ЕЕ ДИАМЕТР 4880 КМ. МАССА В 20 РАЗ МЕНЬШЕ МАССЫ ЗЕМЛИ.   ДНЕВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДОСТИГАЕТ +500°С. НОЧЬЮ ПЛАНЕТА ОСТЫВАЕТ ДО -180°С.  МЕРКУРИЙ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ, ЧТО И ЗЕМЛЯ.  ПЛАНЕТА, КАК И ЛУНА, ПОВЕРНУТА К ЗЕМЛЕ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ПОЛУШАРИЕМ.  ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ПЛАНЕТЫ

КАКИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА НАЗЫВАЮТСЯ ПЛАНЕТАМИ?

МЕРКУРИЙ

САМАЯ БЛИЗКАЯ К СОЛНЦУ ПЛАНЕТА, САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА.

ЕЕ ДИАМЕТР 4880 КМ. МАССА В 20 РАЗ МЕНЬШЕ МАССЫ ЗЕМЛИ.

ДНЕВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДОСТИГАЕТ +500°С. НОЧЬЮ ПЛАНЕТА ОСТЫВАЕТ ДО -180°С.

МЕРКУРИЙ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ, ЧТО И ЗЕМЛЯ.

ПЛАНЕТА, КАК И ЛУНА, ПОВЕРНУТА К ЗЕМЛЕ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ПОЛУШАРИЕМ.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

ВЕНЕРА  ВТОРАЯ ОТ СОЛНЦА ПЛАНЕТА.  ПОСТОЯННО ОКУТАНА ПЛОТНЫМИ ОБЛАКАМИ.  ТЕМПЕРАТУРА НА ВЕНЕРЕ ДОСТИГАЕТ +480°С.  ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ.

ВЕНЕРА

ВТОРАЯ ОТ СОЛНЦА ПЛАНЕТА.

ПОСТОЯННО ОКУТАНА ПЛОТНЫМИ ОБЛАКАМИ.

ТЕМПЕРАТУРА НА ВЕНЕРЕ ДОСТИГАЕТ +480°С.

ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ.

ЗЕМЛЯ  ЧТО ИЗВЕСТНО О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?  КАК ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗЕМЛЮ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ?

ЗЕМЛЯ

ЧТО ИЗВЕСТНО

О ПЛАНЕТЕ

ЗЕМЛЯ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?

КАК ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗЕМЛЮ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ?

КАКОВА ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СМЕНЫ ВРЕМЕН ГОДА НА ЗЕМЛЕ? ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ДНЯ И НОЧИ?

КАКОВА

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА

СМЕНЫ ВРЕМЕН

ГОДА НА ЗЕМЛЕ?

ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ДНЯ И НОЧИ?

ЛУНА – ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ ПОЧЕМУ ЛУНУ НАЗЫВАЮТ СПУТНИКОМ ЗЕМЛИ? КАКОВА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ? ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ НЕТ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ? ПОЧЕМУ ЛУНА СВЕТИТ СЛАБЕЕ СОЛНЦА? ПОЧЕМУ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ЛУНА НА НЕБЕ ВЫГЛЯДИТ ПО-РАЗНОМУ?  КТО ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОБЫВАЛ НА ЛУНЕ? КОГДА ЭТО ПРОИЗОШЛО?

ЛУНА –

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ

ПОЧЕМУ ЛУНУ НАЗЫВАЮТ СПУТНИКОМ ЗЕМЛИ?

КАКОВА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ?

ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ НЕТ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ?

ПОЧЕМУ ЛУНА СВЕТИТ СЛАБЕЕ СОЛНЦА?

ПОЧЕМУ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ЛУНА НА НЕБЕ ВЫГЛЯДИТ ПО-РАЗНОМУ?

КТО ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОБЫВАЛ НА ЛУНЕ?

КОГДА ЭТО ПРОИЗОШЛО?

МАРС ЮПИТЕР САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА. ПО ОБЪЕМУ ЮПИТЕР БОЛЬШЕ ЗЕМЛИ В 1310 РАЗ, А ПО МАССЕ – В 318 РАЗ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ ОКОЛО МИНУС 140°С. У ЮПИТЕРА 16 СПУТНИКОВ. МЕНЬШЕ ЗЕМЛИ ВДВОЕ. ДНЕВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ОКОЛО 0°С, НОЧНАЯ – МИНУС 100°С. МАРС ИМЕЕТ ДВА СПУТНИКА. САТУРН САТУРН ИМЕЕТ 7 ЯРКИХ КОЛЕЦ. ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ С БОЛЬШЕЙ СКОРОСТЬЮ, ЧЕМ ЗЕМЛЯ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ - 170°С. У САТУРНА 17 СПУТНИКОВ, САМЫЙ БОЛЬШОЙ – ТИТАН.

МАРС

ЮПИТЕР

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПЛАНЕТА. ПО ОБЪЕМУ ЮПИТЕР БОЛЬШЕ ЗЕМЛИ В 1310 РАЗ, А ПО МАССЕ – В 318 РАЗ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ ОКОЛО МИНУС 140°С.

У ЮПИТЕРА 16 СПУТНИКОВ.

МЕНЬШЕ ЗЕМЛИ ВДВОЕ. ДНЕВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ОКОЛО 0°С, НОЧНАЯ – МИНУС 100°С. МАРС ИМЕЕТ ДВА СПУТНИКА.

САТУРН

САТУРН ИМЕЕТ 7 ЯРКИХ КОЛЕЦ.

ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ С БОЛЬШЕЙ СКОРОСТЬЮ, ЧЕМ ЗЕМЛЯ.

ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ - 170°С.

У САТУРНА 17 СПУТНИКОВ, САМЫЙ БОЛЬШОЙ – ТИТАН.

СИЛЬНО СЖАТ И БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПОВЕРХНОСТИ -МИНУС 220°С. ИМЕЕТ 8 СПУТНИКОВ. ЕСТЬ И КОЛЬЦА. УРАН  ПОЛНЫЙ ОБОРОТ ВОКРУГ СОЛНЦА ДЕЛАЕТ ЗА 84 ГОДА. ВРАЩАЕТСЯ КАК БЫ ЛЕЖА НА БОКУ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ МИНУС 212°С. У УРАНА ЕСТЬ 9 КОЛЕЦ И 14 СПУТНИКОВ. НЕПТУН ПЛУТОН  ПЛУТОН МЕНЬШЕ ЛУНЫ. РАСПОЛОЖЕН В 40 РАЗ ДАЛЬШЕ ОТ СОЛНЦА, ЧЕМ ЗЕМЛЯ. ИМЕЕТ ОДИН СПУТНИК ХАРОН. ПЛУТОН И ХАРОН ИМЕЮТ СХОЖИЕ РАЗМЕРЫ И МАССЫ, ПОЭТОМУ ЧАСТО СИСТЕМУ ПЛУТОН-ХАРОН НАЗЫВАЛИ ДВОЙНОЙ ПЛАНЕТОЙ. СТАТУС ПЛУТОНА КАК ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКУССИОННЫМ. В 2006 НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ОН ЛИШЕН СТАТУСА ПЛАНЕТЫ, ХОТЯ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ АСТРОНОМОВ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНА И ВЫСТУПИЛА С ПРОТЕСТАМИ.

СИЛЬНО СЖАТ И БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ.

ТЕМПЕРАТУРА НА ПОВЕРХНОСТИ -МИНУС 220°С.

ИМЕЕТ 8 СПУТНИКОВ. ЕСТЬ И КОЛЬЦА.

УРАН

ПОЛНЫЙ ОБОРОТ ВОКРУГ СОЛНЦА ДЕЛАЕТ ЗА 84 ГОДА. ВРАЩАЕТСЯ КАК БЫ ЛЕЖА НА БОКУ. ТЕМПЕРАТУРА НА ПЛАНЕТЕ МИНУС 212°С. У УРАНА ЕСТЬ 9 КОЛЕЦ И 14 СПУТНИКОВ.

НЕПТУН

ПЛУТОН

ПЛУТОН МЕНЬШЕ ЛУНЫ.

РАСПОЛОЖЕН В 40 РАЗ ДАЛЬШЕ ОТ СОЛНЦА,

ЧЕМ ЗЕМЛЯ. ИМЕЕТ ОДИН СПУТНИК ХАРОН. ПЛУТОН И ХАРОН ИМЕЮТ СХОЖИЕ РАЗМЕРЫ И МАССЫ, ПОЭТОМУ ЧАСТО СИСТЕМУ ПЛУТОН-ХАРОН НАЗЫВАЛИ ДВОЙНОЙ ПЛАНЕТОЙ. СТАТУС ПЛУТОНА КАК ПЛАНЕТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКУССИОННЫМ. В 2006 НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ОН ЛИШЕН СТАТУСА ПЛАНЕТЫ, ХОТЯ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ АСТРОНОМОВ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНА И ВЫСТУПИЛА С ПРОТЕСТАМИ.

ГОЛОВА КОМЕТЫ СОСТОИТ ИЗ ЯДРА И ОБОЛОЧКИ. ЯДРО – ЭТО ОБЫЧНЫЙ ЛЕД, СМЕРЗШИЕСЯ ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ. ЯДРО МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗМЕРЫ ДО НЕСКОЛЬКИХ КИЛОМЕТРОВ. КОМЕТЫ ХВОСТ КОМЕТЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ К СОЛНЦУ. СОСТОИТ ИЗ РАЗРЕЖЕННЫХ ГАЗОВ И МЕЛЬЧАЙШИХ ЧАСТИЦ. ДЛИНА ХВОСТА МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ НЕСКОЛЬКО СОТЕН КИЛОМЕТРОВ. С КАЖДЫМ ПРИХОДОМ К СОЛНЦУ КОМЕТА ТЕРЯЕТ СВОЮ МАССУ, ТАЕТ, РАЗРУШАЕТСЯ. ЯДРО РАСПАДАЕТСЯ НА МЕЛКИЕ ЧАСТИЦЫ, ХВОСТ РАССЕИВАЕТСЯ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЕЖПЛАНЕТНЫЙ ГАЗ. КОМЕТА ИСЧЕЗАЕТ.

ГОЛОВА КОМЕТЫ СОСТОИТ ИЗ ЯДРА И ОБОЛОЧКИ.

ЯДРО – ЭТО ОБЫЧНЫЙ ЛЕД, СМЕРЗШИЕСЯ ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ. ЯДРО МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗМЕРЫ ДО НЕСКОЛЬКИХ КИЛОМЕТРОВ.

КОМЕТЫ

ХВОСТ КОМЕТЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ К СОЛНЦУ. СОСТОИТ ИЗ РАЗРЕЖЕННЫХ ГАЗОВ И МЕЛЬЧАЙШИХ ЧАСТИЦ. ДЛИНА ХВОСТА МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ НЕСКОЛЬКО СОТЕН КИЛОМЕТРОВ.

С КАЖДЫМ ПРИХОДОМ К СОЛНЦУ КОМЕТА ТЕРЯЕТ СВОЮ МАССУ, ТАЕТ, РАЗРУШАЕТСЯ. ЯДРО РАСПАДАЕТСЯ НА МЕЛКИЕ ЧАСТИЦЫ, ХВОСТ РАССЕИВАЕТСЯ, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЕЖПЛАНЕТНЫЙ ГАЗ.

КОМЕТА ИСЧЕЗАЕТ.