Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново-Украинская основная общеобразовательная школа №14
Из опыта работы учителя начальных классов
Панасюк Ирины Михайловны
по теме
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Мой девиз: «Стараться быть самим собою - единственное средство иметь успех» Стендаль.
Образование
Ростовское-на-Дону высшее педучилище (колледж) №1, год окончания 1996год;
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону, год окончания –2008 год, квалификация-учитель начальных классов, специальность - педагогика и методика начального образования, специализация- коррекционная педагогическая деятельность учителя.
Моя профессиональная позиция
- Важно научить ребёнка основам математики, русского языка и других предметов. Но не менее важно воспитать достойного человека, социализированного в современном обществе.
Методическая тема:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения»
- Как учить детей без принуждения?
- Как помочь им раскрыть свои возможности?
- Как сделать предмет интересным для всех?
- Как дать стимул к обучению?
- личностных: развитие мотивов учебной деятельности, этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- метапредметных: формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- предметных: новые знания по конкретному предмету.
Ученики
- думают и вспоминают про себя
- делятся рассуждениями друг с другом
- читают, пишут, обсуждают прочитанное
- получают возможность самостоятельно добывать знания
- учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения
Педагог
наблюдает, анализирует,
умело корректирует, не
навязывая своего мнения
восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме
Вызов
Рефлексия
Осмысление
соотнесение старой и новой информации
Выведение знания на уровень применения и понимания
Л.Н.Толстой Стадия «Вызов». Прием «Корзина идей»
- Что всплывает в памяти, когда звучит имя Л. Н. Толстого?
«Л.Н. Толстой. «Акула». Стадия «Вызов». Прием «Знаем/ хотим узнать/узнали»
З – что мы знаем
Х– что мы хотим узнать
-Произведение «Акула»
У– что мы узнали
Написал Л. Н. Толстой.
-Это рассказ.
-Факты из биографии автора
З – что мы знаем
-Произведение «Акула»
Х- что мы хотим узнать
У – что мы узнали
Написал Л. Н. Толстой.
-о событиях в рассказе
-Это рассказ.
-почему рассказ так называется
-Факты из биографии автора
-о героях рассказа
- тему рассказа
Л.Н.Толстой
Стадия «Вызов». Приём «Верные и неверные утверждения»
- Писатель жил в 19 веке.
- Л.Н.Толстой прожил 100 лет.
- Полное собрание его сочинений составило 90 томов.
- Его произведения читают во всем мире.
- Больше всего писатель любил общаться с животными.
Л.Н.Толстой Стадия «Осмысление». Приём «Инсерт».
«V » - уже знал.
«-» - думал иначе.
«+» - новое для меня.
«?» - не понял, есть вопрос.
Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений-90 томов!
V
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в «Ясной Поляне» школу, написал учебник для детей и сам учил их.
+
+
V
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Стадия «Осмысление». Прием «Чтение с остановками»
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Чтение 1-ой части. ( до слов «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом…»)
- — Как вы думаете, какие события могут произойти дальше?
- — Почему лев не тронул собачку?
- — Как он к ней относился?
Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку…»).
- — Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- — Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- _ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Чтение рассказа до конца.
Л.Н.Толстой «Акула» Стадия «Рефлексия». Прием «Перевернутые логические цепочки»
Расположите события в нужной последовательности:
1. Визг этот как будто разбудил артиллериста.
2. Акула плыла прямо на мальчиков.
3. Мальчики первые попрыгали в воду.
4. По волнам колыхалось желтое
брюхо мертвой акулы.
5.Раздался выстрел.
6. Матросы спустили лодку и понеслись, что было силы к мальчикам.
7. Корабль стоял на якоре у берегов Африки.
Л.Н.Толстой Стадия «Рефлексия». Прием «Кластер»
«Л.Н. Толстой. «Акула»
Стадия «Рефлексия» Прием «Синквейн»
- Акула
- Огромная, кровожадная
- Плавает, нападает, поедает
- У акулы острые зубы.
- Хищник
«Л.Н. Толстой. «Акула». Стадия «Вызов». Стадия «Рефлексия» Прием «Знаем/ хотим узнать/узнали»
З – что мы знаем
Х- что мы хотим узнать
-Произведение «Акула»
У – что мы узнали
Написал Л. Н. Толстой.
-о событиях в рассказе
-почему рассказ так называется
-Это рассказ.
-о геройском поступке артиллериста
-Факты из биографии автора
-о героях рассказа
- о самоотверженной любви родителей к детям
- тему рассказа
Результативность
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
(Федоренко Т.Н.)