Метод решения проектных задач
АКТУАЛЬНЫМ в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Метапредметные результаты
- овладение регулятивными действиями
- овладение коммуникативными действиями
Метод проектов
составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
«Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным
возможностям младших школьников. В начальной школе могут возникнуть ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач »
А.Б. Воронцов
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА
- Это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
- Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Проект и проектная задача
Проект
Проектная задача
- это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени
- это система (для 4-5 классов набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта»
проект – некий продукт , полученный в результате преобразования уже существующего продукта
задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого не известного) результата
при реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют набор необходимых средств, материалов и действий
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основные этапы.
- 1. Необходимо наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
- 2. Формулирование основной цели. Определение задач. Зачем двигаться в этом направлении?
- 3. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
- 4 Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
- 5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат?
- 6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
- 7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
- 8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств.
Типы ПЗ:
- Предметные (1-2 часа)
- Межпредметные (от 2-х часов)
- Разновозрастные
- Одновозрастные.
Проектные задачи могут быть :
В 1 – 3 классах особенностью предметных проектных задач является то, что в они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий. Работа проходит под руководством учителя.
В 4 – 5 классах - основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Способы учебного сотрудничества -приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Основной метод – встроенное наблюдение.
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных « продуктов»
Предметные и межпредметные разновозрастные предметные задачи
- Может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года.
- Разновозрастное сотрудничество, где младшим подросткам(5 кл) предоставляется новое место в системе учебных отношений - место учителя по отношению к учащимся 1-4 кл.
Педагогические эффекты, в ходе решения проектных задач:
- Возможность организации сотрудничества между детьми при решении проектных задач ;
- Обучение способу проектирования через специально разработанные задания ;
- Возможность « переноса » известных способов действия в модельную ситуацию.
- Совместное обучение методу решения проектных задач.
Ученические эффекты
- поддерживается детская индивидуальность;
- развивается фантазия;
- складывается учебное сообщество;
Этапы решения ПЗ:
- Анализ ситуации. Переформулирование её в проблему.
- Установление приоритетов ценностей.
- Формулирование отбора целей.
- Постановка ( принятие ) цели действия.
- Поиск средств - перевод проблемы в задачу.
- Выбор средств решения задачи.
- Решение задачи.
- Анализ полученного результата соотнесение его с проблемой.
- Представление окружающим полученного результата ( продукта ).
Место проектных задач в образовательном процессе
- В различных формах обучения (урок, экскурсия);
- Этап изучения отдельной учебной темы;
- Этап определения готовности детей при поступлении в школу;
- По итогам учебного года, четвертей;
- Этап перехода со ступени на ступень;
Вывод : проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания, составление учебного расписания…
Проектная задача по ….. (формат)
ПОДГОТОВКА к постановке проектной задачи
Название проектной задачи
Предмет
Класс
Тип задачи
Цели и педагогические задачи
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
Планируемый педагогический результат
Способ и формат оценивания результатов работы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Замысел проектной задачи
Цель, которую должны достичь дети
Описание проектной задачи
Задания с комментариями (по организации детской деятельности)