Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение проектных задач в начальной школе"»
Решение
проектных
задач
в начальной школе
- Учитель МБОУ «Озёрная ООШ»
- Холопова Т. А.
Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Проектная деятельность
Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Педагогические эффекты задач:
- Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.
- Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
- Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
- Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Формирование способностей
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основные этапы проекта
1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему
(в чем проблема?).
2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему
именно этих ценностей будем придерживаться?).
3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов
отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).
4. Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев
постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).
5. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем
делать и каким будет результат?).
7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное
действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).
8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли
мы проблему?).
9. Представление окружающим полученного результата («продукта»).
Структура проектной
задачи
- Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
- Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Что необходимо избежать при решении проектных задач?
- Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям.
- Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
- Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.
Проблемы, затрудняющие переход детей на ступень развивающего обучения
- низкий уровень самостоятельности учащихся;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием;
- разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;
- неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.
- Результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
- Учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях.
- Выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения.
- Проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.
- Дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.
Виды проектных задач
- Исследовательские
- Творческие
- Ролевые
- Ознакомительно-ориентировочные
- Прикладные
- Межпредметные
Что же дает нам использование в работе проектных задач?
- Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.
- Дети работают увлеченно.
- Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.