СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Решение проектных задач в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение проектных задач в начальной школе"»

Решение проектных задач  в начальной школе Учитель МБОУ «Озёрная ООШ» Холопова Т. А.

Решение

проектных

задач

в начальной школе

  • Учитель МБОУ «Озёрная ООШ»
  • Холопова Т. А.
 Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Проектная деятельность

Проектная деятельность

 Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Педагогические эффекты задач: Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.  Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.  Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.  Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Педагогические эффекты задач:

  • Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.

  • Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

  • Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Формирование способностей  рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  целеполагать (ставить и удерживать цели);  планировать (составлять план своей деятельности);  моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);  проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;  вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Формирование способностей

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основные этапы проекта  1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему  (в чем проблема?).  2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему  именно этих ценностей будем придерживаться?).  3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов  отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).  4. Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев  постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).  5. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.  6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем  делать и каким будет результат?).  7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное  действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).  8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли  мы проблему?).  9. Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Основные этапы проекта

1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему

(в чем проблема?).

2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему

именно этих ценностей будем придерживаться?).

3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов

отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).

4. Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев

постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).

5. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем

делать и каким будет результат?).

7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное

действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).

8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли

мы проблему?).

9. Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Структура проектной задачи Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

Структура проектной

задачи

  • Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
  • Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Что необходимо избежать при решении проектных задач?   Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям.   Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.   Третья опасность – переоценка результатов  проектной   задачи  и недооценка её процесса.

Что необходимо избежать при решении проектных задач?

  • Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям.

  • Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

  • Третья опасность – переоценка результатов  проектной   задачи  и недооценка её процесса.
Проблемы, затрудняющие переход детей на ступень развивающего обучения низкий уровень самостоятельности учащихся; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием; разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике; неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

Проблемы, затрудняющие переход детей на ступень развивающего обучения

  • низкий уровень самостоятельности учащихся;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко проявляющееся в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность описанных в нем действий, а также выполнить работу в соответствии с заданием;
  • разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и уверенно применять эти умения на практике;
  • неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.
Результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.  Учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях.  Выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения.  Проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.  Дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.
  • Результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

  • Учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях.

  • Выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения.

  • Проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы.

  • Дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.
Виды проектных задач Исследовательские Творческие Ролевые Ознакомительно-ориентировочные Прикладные Межпредметные

Виды проектных задач

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Ролевые
  • Ознакомительно-ориентировочные
  • Прикладные
  • Межпредметные
Что же дает нам использование в работе проектных задач? Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся. Дети работают увлеченно. Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

  • Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.
  • Дети работают увлеченно.
  • Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.