Проектные задачи
в начальной школе
Сегодня все большее признание получает положение о том,
что в основе успешности обучения лежат
общие учебные действия имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками
Среди важнейших ценностных ориентиров НО выделяются следующие:
- Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству;
- уважения к окружающим, умения слушать и слышать.
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию:
- Развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности.
- развитие самостоятельности, инициативы, ответственности:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результат;
- формирование целеустремлённости и настойчивости.
* Решать современные педагогические задачи и получать новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, проводить оценку результатов деятельности уч-ся, используя только проверочные работы и пятибалльную систему практически невозможно.
* Возникла необходимость поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких форм является проектная деятельность .
* Однако проектная деятельность своё центральное место занимает только в основной школе. В начальной школе могут возникать только её прообразы в виде творческих заданий или проектной задачи .
Проектная
задача
проект
Для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат
Для её решения школьникам предлагается набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение ребенка.
Итог решения проектной задачи
Реальный «продукт»:
(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков, продукта творческой деятельности и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт»: качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Формирование УУД
Регулятивные УУД:
-рефлексировать (видеть проблему;
анализировать сделанное; видеть трудности) ;
-целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать.
Познавательные УУД:
-моделировать . (представлять способ действия
в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию.
Формы работы над проектной задачей:
- К работе можно привлекать родителей и старшеклассников .
Типы проектных задач
-Предметные
-Межпредметные
-Разновозрастные
-Одновозрастные
Для решения проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно-тематическом планировании.
Время на решение проектной задачи- два урока.
На решение межпредметных задач- по два урока ежедневно в течении недели
***кроме решения проектных задач, других учебных занятий не предусматривается.
На решение проектных задач по одному предмету в течении одного года
предусматривается 20-26 учебных часов, что составляет 20-30% учебного времени.
Этапы проектной задачи:
1-й – погружение в проектную задачу;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов и рефлексия.
Необходимо учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность - сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.