Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
Выполнила зам директора по УВР
МКОУ Бабковской ООШ
Петренко С.И.
Модель гражданского образования во внеурочной деятельности
МКОУ Бабковской ООШ
Цель :
выстраивание модели деятельности педагогов по формированию гражданского самосознания, толерантности школьников
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, патриотического воспитания и правового самосознания. Гражданственность рассматривается как качество, присущее истинному гражданину и обозначающее активную жизненную позицию.
Гражданское образование:
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное образование через урочную, внеклассную и внеурочную работы;
- также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы;
- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников;
- должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Цели гражданского образования:
- включение учащихся в освоение знаний, умений, необходимых для полноценной гражданской самореализации в демократическом обществе, формирование ценностно-целевых личностных установок, становление правовой и коммуникативной культуры, формирование навыков гражданского и политического участия;
- приобщение к ценностям демократии будущих граждан (достоинство, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода и др.);
- приобретение будущими гражданами опыта демократической работы.
Основные гражданские компетенции
Создание системы, обеспечиваю
щей формирование гражданственности и патриотизма школьников на уровне образовательного учреждения проходит через развитие :
социально-экономическая
компетенция
морально-нравственная
компетенция
общественно-политическая
и правовая компетенция
учебно-познавательная компетенция
Содержание гражданского воспитания:
- гражданско-патриотическая сфера (любовь к Родине и народу, национальное самосознание, гражданский долг, готовность к достойному служению Отечеству);
- политико-правовая сфера ( формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, способность реализовать свои права и обязанности);
- социально-экономическая сфера (формирование основ экономического мышления, адаптации к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни)
Система гражданского образования:
- ознакомление с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России, экскурсий;
- историко-культурное краеведение (раскрывает историю, особенности культуры, природы, народных традиций, приобщает к ценностям родного края);
- ознакомление учащихся с народным творчеством.
Содержание деятельности на этапах.
Начальное звено
Содержание деятельности
Первый, базовый этап
Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Второй этап
Ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирование навыков поведения
Третий этап
Рассказ о «Конвенции о правах ребенка», чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них
Среднее звено
Содержание деятельности
Отечество. Родина. Россия
В процессе гражданско-патриотического воспитания учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России
Семья и человек. Познание самого себя
В ходе бесед по гражданско-патриотическому воспитанию органично включены основные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Человек и общество
Совершая заочные путешествия по своей Родине и странам мира, а также «из страны детства в мир взрослых», учащиеся осознают смысл таких понятий, как гражданин, гражданство, право, свобода, толерантность, патриотизм.
Первое: Небольшое количество выборов получили качества: любовь к родине, патриотизм, готовность бескорыстного служения стране, гражданственность, общественная активность, сострадание и толерантность, терпимость к противоположной точке зрения, уважение к людям, способность к конструктивному диалогу, компромиссу, быть позитивно настроенным, именно эти качества получили наименьшее число выборов. (от 6% до 32%). А все это составляющие социальной компетентности молодых людей и сути гражданского воспитания.
Второе: Анализируя проблемы гражданско-правового образования в школе, мы можем отметить следующее:
Учителя школы: 100 % педагогов считают необходимой целенаправленную работу по гражданскому воспитанию.
Учащиеся школы: 85% оценивают демократический климат как средне - высокий,
15 % - как средне - низкий .
Родители детей начального звена школы:
100 % родителей считают необходимым воспитание чувства любви к своему селу, стране;
75 % вместе проводят свой досуг, поддерживают семейные традиции.
Родители детей среднего звена школы:
34 % вместе проводят свой досуг,
67% поддерживают семейные традиции.
Ребятам предложили проанализировать качества, которыми должен обладать гражданин России на современном этапе развития общества.
Заниматься воспитанием патриотических качеств в ребенке:
50% - семья ,35% - школа,10% - сам ребенок,5% - улица
(друзья). А кроме того, ребята считают, что воспитанием занимаются СМИ, некоторые компьютерные игры, государство, общественные организации (совет ветеранов), сотрудники органов внутренних дел.
Вопрос: на каких учебных предметах в нашей школе вырабатываются качества, присущие патриоту России? Ответ: уроки обществознания, истории, ОБЖ, литературы, краеведения, русского языка, биологии, музыки.
А способствует этому, такие внеклассные мероприятия:
- классные часы гражданской тематики;
- месячники оборонно-спортивной работы;
- уроки мужества;
- дискуссии по нравственной тематике;
- акции;
- экскурсии по родному краю, знакомство и историческими и памятными местами;
- конкурсы сочинений, рисунков, плакатов;
- коллективно-творческие дела;
- краеведческая работа;
- турслеты и походы;
- деловые игры, выборы лидера;
- празднование знаменательных дат.
Создание воспитательной системы,
обеспечивающей формирование
гражданственности
и толерантности школьников
патриотическое воспитание
( клуб «Патриот»,
музей истории школы),
информационное обеспечение
(проект «Школьная газета «Донские родники»),
клуб «Журналист»,
Интеллектуальное
направление
(клуб «Эрудит»);
развитие органов
самоуправления
среди учащихся
(клуб «Выбор»)
- Через развитие учебно-познавательной,
- общественно-политической и правовой,
- морально-нравственной компетенций
- мы будем формировать основные
- гражданские компетенции.
- Классные часы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- м есячники оборонно-спортивной работы;
- и гра «Зарница»;
- д ни здоровья;
- э кскурсии, знакомство с историческими и памятными местами;
- д искуссии по нравственной тематике;
- у роки мужества;
- вахта памяти на 9 мая возле памятника;
- н еделя добра;
- операции:
«Утро ветерана», «Георгиевская ленточка» , «Скрасим ваше одиночество» и др.
«…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины.»
Н.М.Карамзин