|
«Развитие творческих способностей обучающихся по специальности «Слесарь» |
|
Из опыта работы мастера п/о по профессии «Слесарь» Алексеевой Надежды Николаевны (Материал представлен в электронном виде на краевой конкурс «Мастер года 2010» |
|
Автор: Алексеева Н.Н. |
[15.03.2010] |
|
КГБОУ НПО «ПУ №62
имени А.Ф.Вепрева»

КГБОУ НПО
«Профессиональное училище №62 имени А.Ф.Вепрева»
Текст презентации:
Слайд №1
Слайд №1 открыт
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем мне представить к
вашему вниманию материал (открываю слайд №2) позвольте мне
представиться
Слайд №2
Открываю слайд №3
Я, Алексеева Надежда Николаевна, работаю в ПУ-62 с 2000 года
мастером п\о по специальности «Слесарь», имею первую
квалификационную категорию, являюсь председателем м\к
секции мастеров по профессии «Тракторист-машинист с/х производства».
В рамках развития методической темы училища «Педагогическое
сотрудничество на уроках и во внеклассной работе» работаю
над темой самообразования «Развитие творческих способностей
обучающихся в процессе производственного обучения по
специальности «Слесарь».
Основной целью в своей работе считаю:
Развитие познавательной (творческой) активности и её поддержания,
как одно из условий эффективности процесса обучения.
Результатом работы явилось:
Участие в краевых и зональных конкурсах научно-технического
творчества, научно-технических конференциях, конкурсах слесарных
мастерских и, конечно в паспортизации мастерской.
Сознательное, творческое отношение к труду всегда было истоком
в любом виде человеческой деятельности. Способность к творчеству
можно воспитать и развивать. Педагогическое руководство воспитания
творческих черт личности должно быть целенаправленным. В процессе творческого труда не только создаются какие-то предметы, но и наглядно проявляются оригинальные особенности самой личности.
(открываю слайд №4)
Т
ворчество обучающихся – это такая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной
новизной. Поэтому, я считаю, что творческие способности обучающихся нужно развивать систематически с применением наиболее доступных и эффективных средств и методов поиска новых технических решений. А они в сою очередь способствуют осознанным действиям, учат делать выводы, применять имеющие знания и накопленный опыт в новых ситуациях с переходом знаний в убеждения, а умений- в навыки.
Открываю слайд №5
Ц
ель работы:
Создание благоприятных условий, способствующих развитию творческого мышления и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Выявление, развитие и поддержка творческих способностей обучающихся через организацию учебной и внеучебной деятельности.
Совершенствование материально-технической базы мастерской через развитие технического творчества.
Способствовать развитию профессиональной компетенции обучающихся по специальности «Слесарь»
Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся по специальности «Слесарь»
О
ткрываю лайд №6
Для развития творческих способностей необходимо:
совершенствование содержания учебного процесса
повышения уровня его организации
внедрение эффективных форм и методов обучения
широкое применение в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебно-наглядных пособий.
О
ткрываю слайд №7
Формирование первоначальной творческой подготовки будущих молодых специалистов по специальности «Слесарь» в нашем училище осуществляется в слесарной мастерской:
Открываю слайд №8
С
лесарная мастерская оборудована таким образом, что при условиях для проявления своей инициативы обучающимися, соблюдается культура труда (Презентую фото)
Открываю слайд №9
(Презентую фото)
К
аждое рабочее место обучающегося оснащено набором необходимого слесарного инструмента. Также рабочие места снабжены эл.розетками, которые используются в процессе отработки практических навыков сверления и пайки. Деревянная планка позволяет закрепить инструкционные и технологические карты, чертежи. Здесь обучающиеся могут самостоятельно ознакомиться с технологическим процессом изготовления изделия.
Открываю слайд №10

Из наглядных пособий в мастерской имеются необходимые стенды и плакаты, необходимые для проведения занятий.
Открываю слайд №11
Д
ля показа и демонстрации трудовых приёмов обучающимися во время работы используется демонстрационный верстак.
Открываю слайд №12
С
амостоятельная работа в процессе производственного обучения требует от обучающихся не только умственных, но и физических усилий, связанных с производственным трудом, умениями обращаться с инструментами, оборудованием. На моих уроках производственного обучения по слесарным работам обучающиеся получают технические знания и практические навыки, работают с современным инструментом, которым оснащена слесарная мастерская.
Открываю слайд №13
П
резентую фото.
Я заметила, что труд на моих уроках производственного обучения развивает познавательную деятельность и творческие способности обучающихся. Он способствует формированию и усвоению специальных знаний, умений и навыков, расширению жизненного опыта обучающихся и положительно влияет на усвоение учебного материала по спецтехнологии. Соединение физического и умственного труда, «головы и рук» является предпосылкой для развития общего и технического мышления.
Открываю слайд №14
Р
азвитие творческих способностей обучающихся на моих уроках в слесарной мастерской подтверждены педагогическим требованиям, которые позволяют мне:
воспитывать чувство коллективизма
направлять обучающихся к сознательному творческому труду
способствовать формированию таких личностных качеств как точность, выдержка, настойчивость, дисциплинированность и ответственность.
О
ткрываю слайд №15
Творчество обучающихся начинается там, где они стремятся внести в процесс работы что-то своё, направленное на повышение качества, производительности труда, облегчения в работе, применение оригинального способа. Щёлкнуть мышью - Наиболее благоприятным для формирования творческого отношения к производительному труду у обучающихся, являются уроки производственного обучения по выполнению комплексных работ (фото)
Открываю слайд №16
А
ктивизация обучающихся на уроках производственного обучения по слесарным работам влияет не только на мотивацию к изучаемым предметам по профессии, но и формирует устойчивый интерес к профессии в целом. На уроках производственного обучения по слесарным работам предлагаю работы любой сложности, которые подростки выполняют творчески, с выдумкой и фантазией. Каждый обучающийся должен подойти к её реализации индивидуально, ведь по готовому изделию можно судить и об его исполнителе (фото обучающихся с изделиями)
Особенно благоприятная почва для развития творческих способностей у обучающихся возникает тогда, когда они выполняют какое-либо изделие для конкретного его использования (например изготовление тяпок, граблей, совков, рыхлителей, молотков и др.) для выставок и ярмарок. Создание ситуаций, позволяющих развивать творческие способности способствует непосредственно формированию интереса к выполняемой деятельности, а это в свою очередь влияет на развитие интереса к выбранной профессии. При выполнении таких заданий каждый обучающийся получает удовлетворение.
О
ткрываю слайд №17
Учебный процесс по производственному обучению осуществляется с ориентацией на производительный труд и, приобретая трудовые и профессиональные навыки, обучающиеся с моей помощью изготавливают продукцию самых различных наименований (презентую фото)
Открываю слайд №18
А
нализ проделанной работы позволил выделить мне несколько эффективных методов ведения уроков производственного обучения с вовлечением всех обучающихся в процесс познания (это уроки с применением развивающего обучения, проблемного обучения, элементов технического творчества и новых современных педагогических технологий (например урок «Опиливание плоских поверхностей заготовок» с применением конструкции по опиливанию «Срочные сигнализаторы». (Фото). На таких занятиях контроль и оценку качества выполненных работ производят сами обучающиеся (самоконтроль и взаимоконтроль) (Фото). В этом случае ребята проявляют исключительную педантичность и соблюдение всех требований к качеству выполненной работы. Кроме того, у них формируются навыки творческого мышления, умения самостоятельно добывать знания. Такие занятия проходят увлекательно, интересно и достигают своей цели – формирования интереса к выбранной профессии.
Открываю слайд №19
Б
ольшое значение в работе слесарной мастерской по развитию творческих способностей обучающихся во внеучебное время занимают вопросы по техническому и декоративно-прикладному творчеству. Такими занятиям являются:
Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Металлическое кружево»
Работа кружка технического творчества «Металлист»
В процессе кружков обучающиеся знакомятся с изобретательно-рационализаторской работой, её значением в машиностроении, принимают активное участие в изготовлении наглядных пособий и оборудования мастерской.
Результатом работы кружка технического творчества является внедрение в обучение различных приспособлений, разработка новой продукции, наглядных пособий, участие в научно-практических конференциях, конкурсах и выставках декоративно-прикладного и технического творчества.
А теперь, уважаемые коллеги, я ознакомлю вас с несколькими нашими разработками
Открываю слайд №20

Презентую изделие «Декоративная бутылка»
Открываю слайд №21
П
резентую изделие «Декоративный элемент решётки»
Открываю слайд №22

Презентую изделие «Виолончелист»
Открываю слайд №23
П
резентую изделие Торшер «Опора»
Открываю слайд №24

Презентую изделия «Пепельница», «Подставка для карандашей»
Открываю слайд №25
П
резентую изделия «Творческие работы обучающихся» (уличный фонарь, подсвечники)
Открываю слайд №28
П
резентую проект «Контактное устройство по опиливанию»
О
ткрываю слайд №26
Презентую проект
Открываю слайд №27

Результатом проектной деятельности стало наше изобретение – мини-картофелекопалка
Открываю слайд №28
П
резентую проект «Контактное устройство по опиливанию»
Заключение
Результатом профессиональной деятельности считаю:
у большинства обучающихся возрос интерес к выбранной профессии
увеличилась качественная успеваемость по производственному обучению прежде всего у тех обучающихся, которые активно занимались техническим творчеством;
увеличился рост повышенных разрядов выпускников у обучающихся, занимающихся техническим творчеством появилось стабильное желание посещать профессиональное училище и взросло положительное отношение к обучению в целом
Многим учащимся, которые занимались техническим творчеством стали дипломантами. Ими стали обучающиеся групп №15 Головко И., №45 Третьяков С. которые заняли 2-е место в 2007 году на краевом слёте новаторов, где получили дипломы и подарки.. В 2008 году обучающийся Вяткин Н занял 1-е место, а обучающийся Третьяков С. занял 3-е место в краевом конкурсе технических идей и разработок «Сибирский техносалон»
Ежегодно проводятся городские, зональные и краевые конкурсы по техническому творчеству, научно-практических конференциях, где обучающиеся «Профессионального училища №62 имени А.Ф.Вепрева» принимают активное участие и занимают призовые места.
Открываю слайд №29

Вывод: я считаю, что если педагог в своей профессиональной деятельности будет активно применять разнообразные формы и методы учебной и внеучебной работы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, то уровень творческого мышления и познавательной активности обучающихся в целом возрастёт
Открываю слайд №30
