СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Использование ассоциативных карт "Креатив - 2" в работе психолога".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Использование ассоциативных карт "Креатив - 2" в работе психолога".»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ  КАРТ «КРЕАТИВ-2»  В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА « КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ» Ассоциативные карты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ «КРЕАТИВ-2» В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

« КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ»

Ассоциативные карты "Креатив-2: Настроение, состояния, эмоции, чувства"

ЦЕЛЬ:  Рекомендовать ассоциативные карты как одну из форм работы психолога, которая помогает «построить мост» от ученика к родителям или педагогам в случаях, когда им тяжело поговорить друг с другом на острую тему.

ЦЕЛЬ:

Рекомендовать ассоциативные карты как одну из форм работы психолога, которая помогает «построить мост» от ученика к родителям или педагогам в случаях, когда им тяжело поговорить друг с другом на острую тему.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  В презентации представлены упражнения с использованием ассоциативных карт «Креатив-2» для проведения консультационной работы. Презентация содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В презентации представлены упражнения с использованием ассоциативных карт «Креатив-2» для проведения консультационной работы.

Презентация содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению упражнений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Убедиться, что карты помогают высказать мысли, формулировать и конкретизировать сообщение, которое требует передачи. Кроме облегчения словесного выражения эмоций, карты, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, несут в себе определённый эмоциональный заряд, и могут содействовать как послание, даже без словесного сопровождения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Убедиться, что карты помогают высказать мысли, формулировать и конкретизировать сообщение, которое требует передачи. Кроме облегчения словесного выражения эмоций, карты, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, несут в себе определённый эмоциональный заряд, и могут содействовать как послание, даже без словесного сопровождения.

Ассоциативные карты  «Креатив-2» Рекомендованы для использования Учебно-воспитательным советом УУМЦ практической психологии и социальной работы (Протокол №7 от 08.11.2012г.) Состав комплекта: 64 карты, из них 6 инструктивного характера. Набор карт «Креатив-2»-это продолжение серии ассоциативных карт для работы с детьми и взрослыми. Карты рекомендованы во время диагностической. коррекционной, учебной, тренинговой, консультационной работы.

Ассоциативные карты «Креатив-2»

Рекомендованы для использования Учебно-воспитательным советом УУМЦ практической психологии и социальной работы (Протокол №7 от 08.11.2012г.)

Состав комплекта: 64 карты, из них 6 инструктивного характера.

Набор карт «Креатив-2»-это продолжение серии ассоциативных карт для работы с детьми и взрослыми. Карты рекомендованы во время диагностической. коррекционной, учебной, тренинговой, консультационной работы.

Из истории ассоциативных карт Методика работы с набором карт построена по принципу свободного ассоциативного эксперимента. Английский психолог Френсис Гальтон в конце 70-х годов XIX столетия впервые провёл такой эксперимент в чистом виде.  Виды ассоциативного эксперимента:  - свободный, когда клиент отвечает на предъявленный стимул словом, которое сразу появилось в мыслях; - направленный, в котором экспериментатор ограничивает выбор клиента (например, отвечать только именами прилагательными); -цепной , в котором клиенту предлагают ответить неограниченным количеством слов, предложений, которые пришли в голову, без ограничений.

Из истории ассоциативных карт

Методика работы с набором карт построена по принципу свободного ассоциативного эксперимента.

Английский психолог Френсис Гальтон в конце 70-х годов XIX столетия впервые провёл такой эксперимент в чистом виде.

Виды ассоциативного эксперимента:

- свободный, когда клиент отвечает на предъявленный стимул словом, которое сразу появилось в мыслях;

- направленный, в котором экспериментатор ограничивает выбор клиента (например, отвечать только именами прилагательными);

-цепной , в котором клиенту предлагают ответить неограниченным количеством слов, предложений, которые пришли в голову, без ограничений.

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:   Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:

Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:  Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:

Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:    создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;   развития интереса к самоизучению и саморазвитию;   развития творческих способностей;   уменьшения страха критики или осуждения;   содействия личностному росту;

Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:

 создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;

 развития интереса к самоизучению и саморазвитию;

 развития творческих способностей;

 уменьшения страха критики или осуждения;

 содействия личностному росту;

Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:   преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;   коррекции отношений и разрешения конфликтов;    развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;   управления стрессом;   анализа психологических особенностей представителей различных профессий;   создания психологических портретов специалистов-профессионалов; .

Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:

 преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;

 коррекции отношений и разрешения конфликтов;

 развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;

 управления стрессом;

 анализа психологических особенностей представителей различных профессий;

 создания психологических портретов специалистов-профессионалов;

.

Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Спонтанность.  Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Спонтанность.

Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:  • Уважение и принятие выбора.  Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Уважение и принятие выбора.

Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Авторское право.  В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Авторское право.

В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Толерантность.  Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Толерантность.

Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Личные границы.

В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):   Они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько: • Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):

Они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:

Самое ценное – «прозрение» другого

(в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):  •  «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):

«Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!»

или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Инд./Гр.) Инструкция. Выберите три карты: Я ощущаю себя вот так, как на первой карте,  а я хочу себя ощущать вот так , как на второй,  а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Инд./Гр.)

Инструкция. Выберите три карты:

Я ощущаю себя вот так, как на первой карте, а я хочу себя ощущать вот так , как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)  После того, как клиент выбрал три карты, ему предлагают убрать из трёх карт одну, а потом ещё одну и остаться всего лишь с одной картой.  Если человек оставляет себе

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)

После того, как клиент выбрал три карты, ему предлагают убрать из трёх карт одну, а потом ещё одну и остаться всего лишь с одной картой.

Если человек оставляет себе "карту-ресурс" - это говорит о позитивном результате работы, он сможет справиться с проблемою, с которой он пришёл на консультацию к психологу.

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Гр.) Если оставляет

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Гр.)

Если оставляет "карту-потребность» – это говорит о высокой ценности достижения удовлетворения именно этой потребности для личности, тогда задача психолога – проанализировать вместе с клиентом возможность удовлетворения этой потребности, а при невозможности исполнения - альтернативные варианты.

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.) Если же человек оставляет для себя

МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)

Если же человек оставляет для себя "карту-проблема", это говорит о необходимости дальнейшей консультативной работы психолога.

Комментарий психолога: это тот груз, с которым Вы идёте по жизни, у вас была возможность от него избавиться (выбрать другую «карту – ресурс»), но Вы её не использовали. Это тот тяжёлый мешок, который и нести тяжело и выкинуть жалко. В этом случае при дальнейшей консультативной работе психологу важно помочь клиенту расширить сферу личностных ресурсов, которые пригодятся ему для решения проблемы.

Упражнение  «МОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС» (Инд./Гр.) Инструкция. Выберите три карты: І карта – счастливый момент детства  ( безопасное место); ІІ карта – моя сильная сторона  (сильная черта характера); ІІІ карта – человек (близкие люди);

Упражнение «МОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС» (Инд./Гр.)

Инструкция. Выберите три карты:

І карта счастливый момент детства

( безопасное место);

ІІ карта моя сильная сторона

(сильная черта характера);

ІІІ карта человек (близкие люди);

ОТОБРАЖЕНИЕ (Инд./Гр.) Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют.  Ход упражнения:  Психолог просить клиента выбрать из предложенных карт-стихий, карту которая несёт в себе содержание конфликтной ситуации клиента. • Что изображено на карте? • Почему именно эту карту Вы выбрали? • Что она отображает? • Она показывает ваш конфликт? • Какие эмоции вызывает эта карта? • На какие мысли наталкивает эта карта?

ОТОБРАЖЕНИЕ (Инд./Гр.)

Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют.

Ход упражнения:

Психолог просить клиента выбрать из предложенных карт-стихий, карту которая несёт в себе содержание конфликтной ситуации клиента.

• Что изображено на карте?

• Почему именно эту карту Вы выбрали?

• Что она отображает?

• Она показывает ваш конфликт?

• Какие эмоции вызывает эта карта?

• На какие мысли наталкивает эта карта?

 Отображение жизненных историй  в нашей семье (классе) (Гр.)  Цель: Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют . 1. Группе предлагается объединиться в подгруппы по 5-6 человек. Каждый участник «наугад» вынимает по одной карте. Ведущий добавляет от себя ещё по две карты в каждую подгруппу. 2. Каждая подгруппа переворачивает карты и пытаются составить по рисункам определённую историю. Карты раскладываются в любом порядке. История может быть сказочной, фантастичной или вполне реальной. На это задание отводиться 5-8 минут.

Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.)

Цель: Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют .

1. Группе предлагается объединиться в подгруппы по 5-6 человек. Каждый участник «наугад» вынимает по одной карте. Ведущий добавляет от себя ещё по две карты в каждую подгруппу.

2. Каждая подгруппа переворачивает карты и пытаются составить по рисункам определённую историю. Карты раскладываются в любом порядке. История может быть сказочной, фантастичной или вполне реальной. На это задание отводиться 5-8 минут.

 Отображение жизненных историй  в нашей семье (классе) (Гр.)  3. Каждая группа рассказывает свою историю. 4. Когда все истории рассказаны, ведущий предлагает участникам подумать, что в каждой истории напоминает события пережитые в коллективе (семье), как рассказанная история может относиться к самим участникам. Есть ли что – то похожее в разных историях, что- то такое, что их объединяет? 5. По окончанию занятия ведущему следует ещё раз проанализировать истории, рассказанные участниками, чтобы подготовиться к продолжению работы с семьёй (классом).

Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.)

3. Каждая группа рассказывает свою историю.

4. Когда все истории рассказаны, ведущий предлагает участникам подумать, что в каждой истории напоминает события пережитые в коллективе (семье), как рассказанная история может относиться к самим участникам. Есть ли что – то похожее в разных историях, что- то такое, что их объединяет?

5. По окончанию занятия ведущему следует ещё раз проанализировать истории, рассказанные участниками, чтобы подготовиться к продолжению работы с семьёй (классом).

Путь героя (Гр.)  Цель: определить жизненный сценарий и копинг – стратегии (это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом). Инструкции: клиенту предлагается разделить лист бумаги на 6 равных частей и выбрать 6 карт, чтобы заполнить все участки листа.

Путь героя (Гр.)

Цель: определить жизненный сценарий и копинг – стратегии (это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом).

Инструкции: клиенту предлагается разделить лист бумаги на 6 равных частей и выбрать 6 карт, чтобы заполнить все участки листа.

Путь героя (Гр.) 1 карта — олицетворяет героя или героиню истории. 2 карта — это миссия героя. 3 карта — демонстрирует, кто или что может помочь герою у его приключениях. карта — указывает на препятствия и трудности, которые необходимо преодолеть герою.  карта — рассказывает о том, преодолеет ли герой эти трудности.  карта — конец истории.

Путь героя (Гр.)

1 карта — олицетворяет героя или героиню истории.

2 карта — это миссия героя.

3 карта — демонстрирует, кто или что может помочь герою у его приключениях.

  • карта — указывает на препятствия и трудности, которые необходимо преодолеть герою.
  • карта — рассказывает о том, преодолеет ли герой эти трудности.
  • карта — конец истории.
Путь героя (Гр.)  Примечание: каждое изображение даёт информацию относительно копинг-стратегий клиента.  Так, мифический герой является намёком на «включение» воображения. Цель путешествия может быть связана с жизненными ценностями и убеждениями. Помощь и препятствия могут реальными, воображаемыми, внутренними или социальными. Окончание может быть разным: воображаемым, эмоциональным, интеллектуальным, социальным.

Путь героя (Гр.)

Примечание: каждое изображение даёт информацию относительно копинг-стратегий клиента.

Так, мифический герой является намёком на «включение» воображения. Цель путешествия может быть связана с жизненными ценностями и убеждениями. Помощь и препятствия могут реальными, воображаемыми, внутренними или социальными. Окончание может быть разным: воображаемым, эмоциональным, интеллектуальным, социальным.