ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ «КРЕАТИВ-2» В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
« КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ»
Ассоциативные карты "Креатив-2: Настроение, состояния, эмоции, чувства"
ЦЕЛЬ:
Рекомендовать ассоциативные карты как одну из форм работы психолога, которая помогает «построить мост» от ученика к родителям или педагогам в случаях, когда им тяжело поговорить друг с другом на острую тему.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В презентации представлены упражнения с использованием ассоциативных карт «Креатив-2» для проведения консультационной работы.
Презентация содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению упражнений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Убедиться, что карты помогают высказать мысли, формулировать и конкретизировать сообщение, которое требует передачи. Кроме облегчения словесного выражения эмоций, карты, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, несут в себе определённый эмоциональный заряд, и могут содействовать как послание, даже без словесного сопровождения.
Ассоциативные карты «Креатив-2»
Рекомендованы для использования Учебно-воспитательным советом УУМЦ практической психологии и социальной работы (Протокол №7 от 08.11.2012г.)
Состав комплекта: 64 карты, из них 6 инструктивного характера.
Набор карт «Креатив-2»-это продолжение серии ассоциативных карт для работы с детьми и взрослыми. Карты рекомендованы во время диагностической. коррекционной, учебной, тренинговой, консультационной работы.
Из истории ассоциативных карт
Методика работы с набором карт построена по принципу свободного ассоциативного эксперимента.
Английский психолог Френсис Гальтон в конце 70-х годов XIX столетия впервые провёл такой эксперимент в чистом виде.
Виды ассоциативного эксперимента:
- свободный, когда клиент отвечает на предъявленный стимул словом, которое сразу появилось в мыслях;
- направленный, в котором экспериментатор ограничивает выбор клиента (например, отвечать только именами прилагательными);
-цепной , в котором клиенту предлагают ответить неограниченным количеством слов, предложений, которые пришли в голову, без ограничений.
ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:
Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.
ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:
Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:
создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;
развития интереса к самоизучению и саморазвитию;
развития творческих способностей;
уменьшения страха критики или осуждения;
содействия личностному росту;
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:
преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;
коррекции отношений и разрешения конфликтов;
развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;
управления стрессом;
анализа психологических особенностей представителей различных профессий;
создания психологических портретов специалистов-профессионалов;
.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Спонтанность.
Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Уважение и принятие выбора.
Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Авторское право.
В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Толерантность.
Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Личные границы.
В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):
Они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:
• Самое ценное – «прозрение» другого
(в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):
• «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!»
или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Инд./Гр.)
Инструкция. Выберите три карты:
Я ощущаю себя вот так, как на первой карте, а я хочу себя ощущать вот так , как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)
После того, как клиент выбрал три карты, ему предлагают убрать из трёх карт одну, а потом ещё одну и остаться всего лишь с одной картой.
Если человек оставляет себе "карту-ресурс" - это говорит о позитивном результате работы, он сможет справиться с проблемою, с которой он пришёл на консультацию к психологу.
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Гр.)
Если оставляет "карту-потребность» – это говорит о высокой ценности достижения удовлетворения именно этой потребности для личности, тогда задача психолога – проанализировать вместе с клиентом возможность удовлетворения этой потребности, а при невозможности исполнения - альтернативные варианты.
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)
Если же человек оставляет для себя "карту-проблема", это говорит о необходимости дальнейшей консультативной работы психолога.
Комментарий психолога: это тот груз, с которым Вы идёте по жизни, у вас была возможность от него избавиться (выбрать другую «карту – ресурс»), но Вы её не использовали. Это тот тяжёлый мешок, который и нести тяжело и выкинуть жалко. В этом случае при дальнейшей консультативной работе психологу важно помочь клиенту расширить сферу личностных ресурсов, которые пригодятся ему для решения проблемы.
Упражнение «МОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС» (Инд./Гр.)
Инструкция. Выберите три карты:
І карта – счастливый момент детства
( безопасное место);
ІІ карта – моя сильная сторона
(сильная черта характера);
ІІІ карта – человек (близкие люди);
ОТОБРАЖЕНИЕ (Инд./Гр.)
Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют.
Ход упражнения:
Психолог просить клиента выбрать из предложенных карт-стихий, карту которая несёт в себе содержание конфликтной ситуации клиента.
• Что изображено на карте?
• Почему именно эту карту Вы выбрали?
• Что она отображает?
• Она показывает ваш конфликт?
• Какие эмоции вызывает эта карта?
• На какие мысли наталкивает эта карта?
Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.)
Цель: Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют .
1. Группе предлагается объединиться в подгруппы по 5-6 человек. Каждый участник «наугад» вынимает по одной карте. Ведущий добавляет от себя ещё по две карты в каждую подгруппу.
2. Каждая подгруппа переворачивает карты и пытаются составить по рисункам определённую историю. Карты раскладываются в любом порядке. История может быть сказочной, фантастичной или вполне реальной. На это задание отводиться 5-8 минут.
Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.)
3. Каждая группа рассказывает свою историю.
4. Когда все истории рассказаны, ведущий предлагает участникам подумать, что в каждой истории напоминает события пережитые в коллективе (семье), как рассказанная история может относиться к самим участникам. Есть ли что – то похожее в разных историях, что- то такое, что их объединяет?
5. По окончанию занятия ведущему следует ещё раз проанализировать истории, рассказанные участниками, чтобы подготовиться к продолжению работы с семьёй (классом).
Путь героя (Гр.)
Цель: определить жизненный сценарий и копинг – стратегии (это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом).
Инструкции: клиенту предлагается разделить лист бумаги на 6 равных частей и выбрать 6 карт, чтобы заполнить все участки листа.
Путь героя (Гр.)
1 карта — олицетворяет героя или героиню истории.
2 карта — это миссия героя.
3 карта — демонстрирует, кто или что может помочь герою у его приключениях.
- карта — указывает на препятствия и трудности, которые необходимо преодолеть герою.
- карта — рассказывает о том, преодолеет ли герой эти трудности.
- карта — конец истории.
Путь героя (Гр.)
Примечание: каждое изображение даёт информацию относительно копинг-стратегий клиента.
Так, мифический герой является намёком на «включение» воображения. Цель путешествия может быть связана с жизненными ценностями и убеждениями. Помощь и препятствия могут реальными, воображаемыми, внутренними или социальными. Окончание может быть разным: воображаемым, эмоциональным, интеллектуальным, социальным.