Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы
- Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
- Психологический смысл суицида
Чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Смертность жителей Иркутской области от суицидов
- По количеству самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых в мире.
- В среднем, в России ежегодно кончают с жизнью более 200 детей и 1,5 тысячи подростков .
- По информации Росстата за 2010 год, Иркутская область - одна из лидеров среди субъектов РФ по числу детских суицидов наряду с Республикой Башкортостан, Омской областью, Пермским краем, Краснодарским краем.
- Среди подростков, совершивших суицид (либо попытку суицида), наибольшее число составили
- школьники – 95 человек (в 2010 – 114, в 2009 – 106, в 2008 – 62),
- на втором месте – незанятые несовершеннолетние - 19 (в 2010 – 29, в 2009 – 18, в 2008 – 13).
- Далее следуют: учащиеся ПУ – 10 (в 2010 – 13, в 2009 – 22, в 2008 – 19),
- учащиеся ССУЗов – 5 (в 2010 – 1, в 2009 – 0, в 2008 – 1),
- учащиеся ВУЗов – 2 (в 2010 – 1, в 2009 – 1, в 2008 – 0).
Число суицидов среди детей и подростков в Иркутской области
Наиболее частыми причинами детских самоубийств (либо их попыток) в регионе в 2011 году становились:
- ссоры с родителями – 38 ,
- ссоры со сверстниками – 35 ,
- несчастная любовь – 18 ,
- другие причины – 33 .
Типы суицидального поведения
- Демонстративное поведение.
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
- Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
- Истинное суицидальное поведение.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков
Не стоит улыбаться – для ребенка это действительно
серьезные проблемы:
- Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
- Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
- Смерть кого – либо из близких родственников.
- Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
- Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
- Затяжное депрессивное состояние подростка.
- Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
- Игровая зависимость и зависимость от интернета.
- Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
- Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.
Кто подвержен суициду
- Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
- Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
- суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
- Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
- суициды в семье
- алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
- хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
- аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
- хронические или смертельные болезни;
- тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
- семейные проблемы: уход из семьи или развод.
Стоит обратить особое внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что есть вероятность детского или подросткового суицида:
Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.
Косвенные предпосылки к суицидальным наклонностям
- Выше описаны признаки, которые зачастую могут указывать на надвигающуюся беду. Однако помимо прямых признаков, детские психологи выделили группы подростков, в которой риск суицидов гораздо более высок, чем у их сверстников. Ниже описаны отличительные черты характера таких детей:
- Подростки, которые не умеют правильно формулировать свои мысли, переживания, не могут объяснить то, что они чувствуют.
- Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.
- Гипер выраженный подростковый максимализм. Ребенок резок в своих суждениях и оценках, как окружающим, так и самому себе.
- Неумение анализировать свои поступки и прогнозировать их последствия.
- При исследовании достаточно большого количества детских и подростковых суицидов психологи заметили одну общую черту – практически у всех детей в значительной степени нарушена нормальная психо эмоциональная связь со своей семьей, а у девочек – особенно с матерью. Каким бы взрослым не позиционировал себя подросток, отсутствие взаимопонимания и контакта с семьей может очень сильно усугублять все переживания ребенка, делая их особо острыми и порой практически трагичными.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
- погруженность в размышления о смерти
- отсутствие планов на будущее
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Формы профилактики подростковой суицидности
● неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
● основание хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-пелагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
● раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
● активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
● неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
● рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
● усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим фактором;
● проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
● формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
● повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
● психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервнопсихических расстройств.
Направления коррекционной работы по профилактике суицидов с детьми :
- Психологическое просвещение родителей , которое осуществляется в виде лекций, бесед и включает три взаимосвязаных направления.
Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований).
Второе направление касается влияния на детей страхов т тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.
Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности.
Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике их или пониженной тревожности у детей.
2. Психологическое просвещение педагогов . Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее.
Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала.
3. Психологическая работа с детьми и подростками , ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха.
Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка.
Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей .
Уровни профилактики суицида в образовательной среде
Первый уровень – общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств .
Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Задачи педагога-психолога на данном этапе :
Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия
1.Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
• Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
- Жизнь — это шанс, не упусти его. Жизнь — это красота, удивляйся ей. Жизнь — это мечта, осуществи ее. Жизнь — это долг, исполни его. Жизнь — это игра, так играй! Жизнь — это любовь, так люби. Жизнь — это тайна, разгадай ее. Жизнь — это трагедия, выдержи ее. Жизнь — это приключение, решись на него. Жизнь — это жизнь, спаси ее! Жизнь — это счастье, сотвори его сам. (Мать Тереза)