Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Развитие дошкольного образования»
- Тенденции мирового образовательного движения в дошкольном образовании:
- идея гуманизации;
- развертывание международной системы аккредитации дошкольных образовательных учреждений;
- возрастная ритмика развития личности
- История дошкольного образования в России
- последняя треть XIX века - первый бесплатный, «народный детский сад» и платный частный детский сад для детей интеллигенции (1866 г., г. Санкт-Петербург);
- общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста (1871 г., г. Санкт-Петербург);
- «Декларация по дошкольному воспитанию» - начало государственной системы дошкольного образования (20.11.1917 г.)
- открыт второй Московский государственный университет, педагогический факультет с дошкольным отделением (1918 г.);
- первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию - государственная система подготовки педагогов дошкольного образования (1919 г., г. Москва);
- 3 типа дошкольных учреждений в СССР — детские дома для детей-сирот, детские очаги, детские сады (20-е годы XX в.);
- вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений (1927-1928 гг.)
- выходит ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» (1928 г.);
- «Программа работы детского сада» (1934 г.);
- «Устав детского сада», «Руководство для воспитателей детского сада» (1938 г.);
- типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств (1939 г.);
- новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад (1959 г.);
- комплексная программа воспитания в детском саду - единый обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны (начало 60-х гг.)
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду (1984 г.);
- «Концепция дошкольного воспитания» (1989);
- охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70% (1990 г.);
- «Временное положение о дошкольных учреждениях» (1991 г.);
- Инновационные изменения на разных уровнях организации дошкольной образовательной системы
- На социальном уровне : трансформация «общественного дошкольного воспитания » в «дошкольное образование»
- На финансово-экономическом уровне : свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета
- На организационном уровне : смена «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений
- На программно-методическом уровне : смена типовой программы вариативными
Новая модель системы образования :
преобразование единой системы «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования, как исходную, полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.
- дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования .
- Определены 8 видов ДОУ, из которых новые:
- детский сад для детей раннего возраста;
- детский сад для детей предшкольного возраста (старшего дошкольного) возраста.
Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов:
- уровень реализуемых основных образовательных программ (содержание образования);
- направленность реализуемых основных образовательных программ (приоритетное осуществление деятельности);
- структура групп (направленность групп, возраст детей, наполняемость групп);
- условия реализации образовательных программ (кадровые, материально-технические, медико-социальные и другие).
Новое в Типовом положении: четкое установление для групп каждой направленности норм
- общеразвивающей (п. 32 );
- компенсирующей (п. 33);
- оздоровительной (п. 34);
- комбинированной (п. 35)
Условия реализации образовательных программ:
- Кадровое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение ( новые " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10 " , утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 № 91; вступили в силу 01.10.2010 г.)
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования
– реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование , обеспечивающее
равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
- Многофункциональная, развивающаяся система общественного дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи - новые формы дошкольного образования:
- консультативные пункты;
- служба ранней помощи;
- центры игровой поддержки ребенка;
- семейный детский сад;
- домашний детский сад
Проблемы, которые требуют решения:
- ежегодно проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования;
- создавать новые организационные модели дошкольного образования, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование здоровьесберегающей среды, интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс ;
- недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;
- произошел разрыв между ДОУ, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования, и имеющими низкий рейтинг у населения;
- важно! Самодеятельная игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте;
- уделять больше внимания развитию речи ребенка, что пока еще мало учитывается в практике работы ДОУ;
- поддержка детской познавательной инициативы (в ДОУ и в семье)
- разработка системы сетевого взаимодействия ДОУ , при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста;
- начато исследование особенностей развития современных детей ;
- модернизации подготовки кадров для разного контингента детей в различных условиях воспитания и обучения;
- подбор кадров на должность руководителя , так как развитие детского сада во многом определяется социально активной позицией заведующей, ее мировоззрением и образовательным уровнем.
- изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
- работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования