СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Роль математики в медицине"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

•раскрыть роль математики в педиатрии;

•показать значимость применение математических  метод при решении профессиональных задач.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Роль математики в медицине"»

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»  ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Интегрированный урок на тему: «Математика в профессиональном модуле»  ПМ. 02 «Лечебная деятельность» МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста» Специальность 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки   Васина Елена Рюриковна, преподаватель профессиональных модулей Котова Юлия Юрьевна, преподаватель математики Подготовили:

Филиал «Самарский медико-социальный колледж» ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Интегрированный урок на тему:

«Математика в профессиональном модуле»

ПМ. 02 «Лечебная деятельность»

МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»

Специальность 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки

Васина Елена Рюриковна,

преподаватель

профессиональных модулей

Котова Юлия Юрьевна,

преподаватель

математики

Подготовили:

Цель занятия:

Задачи занятия:

  • раскрыть роль математики в педиатрии;
  • показать значимость применение математических метод при решении профессиональных задач.
  • углубить, актуализировать новые знания;
  • научить применять полученные знания;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • показать, как решаются задачи в педиатрии при помощи математических методов;
  • формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать логику, наблюдательность, коммуникативные умения;
  • развивать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, делать выводы, анализировать информацию.

Организационная форма:

  • практическое занятие - 90 минут .
  • прививать умения и навыки коллективного труда;
  • воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
  • формировать умение отстаивать собственную позицию, оценивать ответы своих товарищей;
  • создать атмосферу доброжелательности;
  • менять виды деятельности;
  • проводить занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.

Форма работы:

  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • индивидуальная.

Тип занятия:

Вид нетрадиционного занятия:

  • изучение нового материала;
  • повторительно-обобщительный;
  • комбинированный .
  • проблемный.

Методы работы:

Оснащение:

  • погружение в профессиональную деятельность;
  • частично-поисковый.
  • учебники;
  • учебно-методические пособия;
  • таблицы;
  • схемы;
  • алгоритмы деятельности;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Вступительное слово Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается .  Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д. Будущий медицинский специалист среднего звена в своей работе обязательно встретится с такими понятиями как: объем и в чем он измеряется, чему равен один грамм, что такое процент, как составить пропорцию, что такое концентрация и т.д., то есть те самые понятия, которые изучаются в математике. С помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать не только каждому родителю, но и фельдшеру: измерение роста, веса ребенка; расчет продуктов для приготовление еды младенцу; дозировка лекарственных средств, в том числе и в домашних условиях; измерение температуры воды при купании ребенка.

Вступительное слово

Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается .

Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит

ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о

математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д.

Будущий медицинский специалист среднего звена в своей работе обязательно встретится с такими понятиями как: объем и в чем он измеряется, чему равен один грамм, что такое процент, как составить пропорцию, что такое концентрация и т.д., то есть те самые понятия, которые изучаются в математике.

С помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать не только каждому родителю, но и фельдшеру:

  • измерение роста, веса ребенка;
  • расчет продуктов для приготовление еды младенцу;
  • дозировка лекарственных средств, в том числе и в домашних условиях;
  • измерение температуры воды при купании ребенка.
Обучающие задачи Задача №1  Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Возраст ребенка 2 месяца, 5 дней. Масса тела при рождении 2800 г, фактическая масса тела 3300 г. Находится на искусственном вскармливании с 2 недельного возраста. Получает коровье молоко в разведении с водой 1:1. Объективно: ребенок вялый, кожные покровы бледной окраски, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практический отсутствует, на конечностях – отчетливо уменьшен. Сосет медленно, вяло, высасывает не более 90 мл 6 раз в день. Задание: Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз. Рассчитайте долженствующую массу тела. Определите степень тяжести заболевания. Рассчитайте необходимый суточный, разовый объем пищи и калорийность. Определите тактику фельдшера

Обучающие задачи

Задача №1

Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Возраст ребенка 2 месяца, 5 дней. Масса тела при рождении 2800 г, фактическая масса тела 3300 г. Находится на искусственном вскармливании с 2 недельного возраста. Получает коровье молоко в разведении с водой 1:1. Объективно: ребенок вялый, кожные покровы бледной окраски, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практический отсутствует, на конечностях – отчетливо уменьшен. Сосет медленно, вяло, высасывает не более 90 мл 6 раз в день.

Задание:

  • Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз.
  • Рассчитайте долженствующую массу тела.
  • Определите степень тяжести заболевания.
  • Рассчитайте необходимый суточный, разовый объем пищи и калорийность.
  • Определите тактику фельдшера

Эталон ответа:

4. Расчет суточного и разового объема пищи

Метод Гейнбера – Черни (объёмный метод)

0 – 2 мес.- 1/5 массы тела

2 – 4 мес.- 1/6 массы тела

4 – 6 мес.- 1/7 массы тела

6 – 9 мес.- 1/8 массы тела

1. Предварительный диагноз: Гипотрофия II степени.

Диагноз поставлен на основании:

  • Анамнеза жизни:
  • масса тела при рождении 2800 г, фактическая масса тела 3300 г
  • находится на искусственном вскармливании с 2-х недельного возраста, получает коровье молоко в разведении с водой 1:1, сосет медленно, вяло
  • Объективного обследования:

ребенок вялый, кожные покровы бледные, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практически отсутствует, на конечностях – уменьшен.

  • Суточный объем пищи за сутки = 3300 х 1/6 = 660 мл.

Суточный объём пищи дают ребёнку в возрасте:

0 – 2 мес. – на 7 кормлений

2 – 5 мес. – на 6 кормлений

5 мес.- 1 год. – на 5 кормлений

5. Тактика фельдшера : необходима госпитализация ребенка в детское отделение.

2. Расчет долженствующей массы тела проводится по формуле:

3. Определение степени тяжести заболевания - расчет степени гипотрофии

Долженствующая масса тала = 2800 г + 700 г х 2 = 4200 г

  • Разовый объем пищи = 660 : 6 = 110 мл.

М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где

N – число месяцев ребёнка;

700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.

Определение калорийности:

Калорический метод

0 – 4 мес. 120 – 125 ккал/кг веса в сутки

4 – 9 мес. 115 – 120 ккал /кг веса в сутки

9 – 12 мес. 110 – 115 ккал/кг веса в сутки

Дефицит массы тела =

долженствующая масса – фактическая масса

Долженствующая масса тала = 2800 г + 700 г х 2 = 4200 г

  • Количество ккал в сутки при фактической массе =3,3 х 120=396
  • Количество ккал в сутки при долженствующей массе=4,2 х 120=504

Дефицит ккал = 504-396=108

Ребенок высасывает 90 мл молока 110-90= 20 мл – недостающее количество молока на одно кормление, т.е. имеется количественное голодание.

4200 г – 3300 г = 900 г, что составляет 21% - 2 степень гипотрофии - 20-30%.

Обучающие задачи Задача №2  Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Ребенку 1 месяц, масса тела 4800г. Масса тела при рождении – 4100 г, длина тела 53 см. На грудном вскармливании. При контрольном кормлении ребенок высасывает по 50 мл молока. Срыгивает 3-4 раза в день необильно. Задание: Определить долженствующие массу и длину тела ребенка. Определить суточный объем питания. Определить разовый объем питания. Определить часы кормления. Определить количество докорма.

Обучающие задачи

Задача №2

Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Ребенку 1 месяц, масса тела 4800г. Масса тела при рождении – 4100 г, длина тела 53 см. На грудном вскармливании. При контрольном кормлении ребенок высасывает по 50 мл молока. Срыгивает 3-4 раза в день необильно.

Задание:

  • Определить долженствующие массу и длину тела ребенка.
  • Определить суточный объем питания.
  • Определить разовый объем питания.
  • Определить часы кормления.
  • Определить количество докорма.

Эталон ответа:

1. Долженствующая масса тела определяем по формуле :

М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где N – число месяцев ребёнка; 700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.

4100 + 700 х 1=4800 г.

Определение длины тела ребенка :

Прибавки длины тела на первом году жизни

2. Определение суточного объема питания

Суточный объем питания (объемный метод) = 4800 : 5 = 960 мл

3. Определение разового объема питания и докорма :

  • Объем разового кормления = 960 : 7 = 137 мл или примерно 135 мл
  • Объем докорма = 135 – 50 = 85 мл.

Месяцы жизни

Ежемесячная прибавка, в см

1

Суммарная прибавка за квартал

3

2

3

I квартал – 9,0 см

3

3

4

2,5

5

2,5

6

II квартал – 7,5 см

2,5

7

2

8

2

III квартал – 6,0 см

9

2

10

1

11

12

1

IV квартал – 3,0 см

1

Итого за год: 25,5 см

4. Составление диеты на 1 день .

Время кормления

6 ч.

Наименование продуктов

9 ч. 30 мин

Количество (мл)

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

135

13 ч.

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

16ч. 30 мин

135

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

20 ч

135

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

135

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

23 ч. 30 мин

135

Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл

135

Длина тела: 53 + 3 =56 см .

Обучающие задачи Задача №3  Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3500 г., а на третьи сутки в родильном доме его масса составила - 3300 г. Задание: вычислить процент потери массы тела.

Обучающие задачи

Задача №3

Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3500 г., а на третьи сутки в родильном доме его масса составила - 3300 г.

Задание:

  • вычислить процент потери массы тела.
Эталон ответа: Для решения данной задачей воспользуемся формулой: Физиологическая убыль массы тела =  Масса тела при рождении – Масса тела на момент (день) исследования Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200г составляет от 3.500г., для этого воспользуемся формулой 200 х 100 = 5,7%        3500   Или берем 3.500 за 100%, а 200 за х%. Составляем пропорцию:  (200 х 100)/3500=5,7% Потеря массы тела (физиологическая убыль массы тела) составила 5,7%

Эталон ответа:

Для решения данной задачей воспользуемся формулой:

Физиологическая убыль массы тела =

Масса тела при рождении – Масса тела на момент (день) исследования

Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200г составляет от 3.500г., для этого воспользуемся формулой 200 х 100 = 5,7%

3500

 

Или берем 3.500 за 100%, а 200 за х%. Составляем пропорцию:

(200 х 100)/3500=5,7%

Потеря массы тела (физиологическая убыль массы тела) составила 5,7%

Обучающие задачи Задача №4  На приеме ребёнок в возрасте 3 месяцев имеет массу тела 4100 г. Масса при рождении 3300 г. Ребенок на искусственном вскармливании, получает смесь НАН. Со слов мамы, стул водянистый желтовато-зеленого цвета до 10 раз в сутки. Задание: Определите долженствующую массу ребенка. Определите степень гипотрофии. Определите тактику фельдшера.

Обучающие задачи

Задача №4

На приеме ребёнок в возрасте 3 месяцев имеет массу тела 4100 г. Масса при рождении 3300 г. Ребенок на искусственном вскармливании, получает смесь НАН. Со слов мамы, стул водянистый желтовато-зеленого цвета до 10 раз в сутки.

Задание:

  • Определите долженствующую массу ребенка.
  • Определите степень гипотрофии.
  • Определите тактику фельдшера.
Эталон ответа: 1. Определение долженствующей массы тела проводим по формуле : М 1-6 мес. = масса при рождении + 700  N, где N – число месяцев ребёнка; 700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии. Долженствующая масса тела: 3300 + 700 х 3 = 5400 г. 2. Определение степени гипотрофии Дефицит массы тела: 5400 – 4100 = 1300 г. Составим пропорцию 5400 - 100%, 1300 – х % Х = 1300 х 100 : 5300; Х=24% т.е. соответствует II степени гипотрофии 3. Тактика фельдшера : необходима госпитализация ребенка в детское отделение.

Эталон ответа:

1. Определение долженствующей массы тела проводим по формуле :

М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где

N – число месяцев ребёнка; 700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.

Долженствующая масса тела: 3300 + 700 х 3 = 5400 г.

2. Определение степени гипотрофии

Дефицит массы тела: 5400 – 4100 = 1300 г.

Составим пропорцию 5400 - 100%, 1300 – х %

Х = 1300 х 100 : 5300; Х=24% т.е. соответствует II степени гипотрофии

3. Тактика фельдшера : необходима госпитализация ребенка в детское отделение.

Обучающие задачи Задача №5  Фельдшером скорой помощи доставлен в стационар мальчик в возрасте 4 лет с диагнозом: Острый бронхит, тяжелое течение. Гипотрофия 2-3 степени? Масса ребенка при поступлении 12 кг, рост 90 см.  Задание: 1. Рассчитайте долженствующие массу, длину тела и степень гипотрофии у ребенка. 2. Рассчитайте дозу ампициллина для в/м введения ребенку 4 раза в день.

Обучающие задачи

Задача №5

Фельдшером скорой помощи доставлен в стационар мальчик в возрасте 4 лет с диагнозом: Острый бронхит, тяжелое течение. Гипотрофия 2-3 степени? Масса ребенка при поступлении 12 кг, рост 90 см.

Задание:

1. Рассчитайте долженствующие массу, длину тела и степень гипотрофии у ребенка.

2. Рассчитайте дозу ампициллина для в/м введения ребенку 4 раза в день.

Эталон ответа:

1. Расчет веса ребенка и степени гипотрофии:

Вес ребёнка после года можно определить по следующей формуле:

2. Расчет дозы ампициллина проводим по формуле

Доза за сутки =100 тыс. ЕД /кг

  • Масса ребенка 12 кг х 100= 1200 ЕД ампициллина в сутки.
  • Кратность введения антибиотика – 4 раза в день, т. е. 24 часа : 4 = 6 часов, т. е. через каждые 6м часов ребенку будет проводиться в/м инъекция.
  • На одну инъекцию необходимо ввести – 1200 : 4 = 300 тыс. ЕД.
  • В 1 ампуле ампициллина содержится 0,5 г сухого вещества или 500 тыс. ЕД.
  • Для разведения 0,5 г сухого вещества необходимо добавить 5 мл 0,25% раствора новокаина, тогда в 1 мл готового раствора ампициллина содержится – 100 тыс. ЕД, в 5 мл – 500 тыс. ЕД.
  • Так как в 1 мл – 100 тыс. ЕД, в 3 мл – 100 х 3 = 300 тыс. ЕД ампициллина. На одну инъекцию ребенку необходимо ввести – 3 мл готового раствора антибиотика.

10 кг + 2n, где n – число лет ребёнкам

Долженствующая масса – 10 + 2 х 4 =18 кг

Дефицит массы тела: 18 – 12 =6 кг

18 кг – 100%

6 кг - Х % Х=6 х 100 : 18 Х=33% - это соответствует гипотрофии III степени.

Расчет роста:

Длина тела детей старше 1 года:

у мальчиков от 1 года до 7 лет:

ДТ=75+7 х n, где n – количество лет

ДТ ребенка: 75 + 7 х 4 = 103 см, дефицит роста определяем по формуле

долженствующий рост – длина тела на момент исследования

103 – 90 =13 см.

Выводы: Домашнее задание:  Задача № 1:  Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка  в норме до 10%. Ребенок родился с массой 3.500, а на третьи сутки его масса составила 3.300. Вычислить процент потери веса. Данный урок разработан и реализован в ноябре 2015 года в филиале «Самарский медико-социальном колледже». После проведения урока удалось достичь поставленной цели. Будущие фельдшера не только осознали значимость предмета математики в педиатрии, но и научились применять математические методы при решении профессиональных задач. Задача №2: Ребёнок в возрасте 2 месяцев имеет массу тела 4.000. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал. Задача №3: Ребенок родился весом 3900. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?  Задача №5: Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)?

Выводы:

Домашнее задание:

Задача № 1:

Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка  в норме до 10%. Ребенок родился с массой 3.500, а на третьи сутки его масса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.

Данный урок разработан и реализован в ноябре 2015 года в филиале «Самарский медико-социальном колледже». После проведения урока удалось достичь поставленной цели. Будущие фельдшера не только осознали значимость предмета математики в педиатрии, но и научились применять математические методы при решении профессиональных задач.

Задача №2:

Ребёнок в возрасте 2 месяцев имеет массу тела 4.000. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.

Задача №3:

Ребенок родился весом 3900. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?

Задача №5:

Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев

(5 лет)?

Список использованной литературы 1. Степанова Л.А. Фельдшер образовательных учреждений / Л.А. Степанова.-Ростов на Дону : Феникс, 2004.-300с. 2. Смолева . Э.В Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)/ Э.В. Смолева.- Ростов на Дону: Феникс, 2004 .- 290с. 3.Здоровый ребенок: Учебник/В.Д.Тульчинская.- 4-е, изд. стер.- Ростов н/Д:Феникс,2009.-347с. 4.Сестринское дело в педиатрии:практикум/Под ред.Р.Ф.Морозовой.-8-е изд., стер.-Ростов н/Д:Феникс, 2011.-381с.  5. Рост и развитие ребенка /Под ред. В.В. Юрьева,3-е изд.-Спб:Питер, 2007.-272с. (серия «Краткий справочник»)

Список использованной литературы

1. Степанова Л.А. Фельдшер образовательных учреждений / Л.А. Степанова.-Ростов на Дону : Феникс, 2004.-300с.

2. Смолева . Э.В Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)/ Э.В. Смолева.- Ростов на Дону: Феникс, 2004 .- 290с.

3.Здоровый ребенок: Учебник/В.Д.Тульчинская.- 4-е, изд. стер.- Ростов н/Д:Феникс,2009.-347с.

4.Сестринское дело в педиатрии:практикум/Под ред.Р.Ф.Морозовой.-8-е изд., стер.-Ростов н/Д:Феникс, 2011.-381с.

5. Рост и развитие ребенка /Под ред. В.В. Юрьева,3-е изд.-Спб:Питер, 2007.-272с. (серия «Краткий справочник»)