Филиал «Самарский медико-социальный колледж» ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Интегрированный урок на тему:
«Математика в профессиональном модуле»
ПМ. 02 «Лечебная деятельность»
МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста»
Специальность 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки
Васина Елена Рюриковна,
преподаватель
профессиональных модулей
Котова Юлия Юрьевна,
преподаватель
математики
Подготовили:
Цель занятия:
Задачи занятия:
- раскрыть роль математики в педиатрии;
- показать значимость применение математических метод при решении профессиональных задач.
- углубить, актуализировать новые знания;
- научить применять полученные знания;
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- показать, как решаются задачи в педиатрии при помощи математических методов;
- формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное;
- развивать логику, наблюдательность, коммуникативные умения;
- развивать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, делать выводы, анализировать информацию.
Организационная форма:
- практическое занятие - 90 минут .
- прививать умения и навыки коллективного труда;
- воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
- формировать умение отстаивать собственную позицию, оценивать ответы своих товарищей;
- создать атмосферу доброжелательности;
- менять виды деятельности;
- проводить занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.
Форма работы:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- индивидуальная.
Тип занятия:
Вид нетрадиционного занятия:
- изучение нового материала;
- повторительно-обобщительный;
- комбинированный .
Методы работы:
Оснащение:
- погружение в профессиональную деятельность;
- частично-поисковый.
- учебники;
- учебно-методические пособия;
- таблицы;
- схемы;
- алгоритмы деятельности;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Вступительное слово
Ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики. Медицина не исключение. С появлением новых технологий роль математики в работе медицинского работника только увеличивается .
Ярким примером служит роль математики в педиатрии. Ведь первое, что слышит
ребенок это цифры: вес, даты и время рождения. Родители так же не забывают о
математике при приготовлении пищи, взвешивании и т.д.
Будущий медицинский специалист среднего звена в своей работе обязательно встретится с такими понятиями как: объем и в чем он измеряется, чему равен один грамм, что такое процент, как составить пропорцию, что такое концентрация и т.д., то есть те самые понятия, которые изучаются в математике.
С помощью математических методов решаются задачи, которые необходимо знать не только каждому родителю, но и фельдшеру:
- измерение роста, веса ребенка;
- расчет продуктов для приготовление еды младенцу;
- дозировка лекарственных средств, в том числе и в домашних условиях;
- измерение температуры воды при купании ребенка.
Обучающие задачи
Задача №1
Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Возраст ребенка 2 месяца, 5 дней. Масса тела при рождении 2800 г, фактическая масса тела 3300 г. Находится на искусственном вскармливании с 2 недельного возраста. Получает коровье молоко в разведении с водой 1:1. Объективно: ребенок вялый, кожные покровы бледной окраски, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практический отсутствует, на конечностях – отчетливо уменьшен. Сосет медленно, вяло, высасывает не более 90 мл 6 раз в день.
Задание:
- Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз.
- Рассчитайте долженствующую массу тела.
- Определите степень тяжести заболевания.
- Рассчитайте необходимый суточный, разовый объем пищи и калорийность.
- Определите тактику фельдшера
Эталон ответа:
4. Расчет суточного и разового объема пищи
Метод Гейнбера – Черни (объёмный метод)
0 – 2 мес.- 1/5 массы тела
2 – 4 мес.- 1/6 массы тела
4 – 6 мес.- 1/7 массы тела
6 – 9 мес.- 1/8 массы тела
1. Предварительный диагноз: Гипотрофия II степени.
Диагноз поставлен на основании:
- масса тела при рождении 2800 г, фактическая масса тела 3300 г
- находится на искусственном вскармливании с 2-х недельного возраста, получает коровье молоко в разведении с водой 1:1, сосет медленно, вяло
- Объективного обследования:
ребенок вялый, кожные покровы бледные, эластичность кожи и тургор мягких тканей снижены, подкожно-жировой слой на туловище практически отсутствует, на конечностях – уменьшен.
- Суточный объем пищи за сутки = 3300 х 1/6 = 660 мл.
Суточный объём пищи дают ребёнку в возрасте:
0 – 2 мес. – на 7 кормлений
2 – 5 мес. – на 6 кормлений
5 мес.- 1 год. – на 5 кормлений
5. Тактика фельдшера : необходима госпитализация ребенка в детское отделение.
2. Расчет долженствующей массы тела проводится по формуле:
3. Определение степени тяжести заболевания - расчет степени гипотрофии
Долженствующая масса тала = 2800 г + 700 г х 2 = 4200 г
- Разовый объем пищи = 660 : 6 = 110 мл.
М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где
N – число месяцев ребёнка;
700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.
Определение калорийности:
Калорический метод
0 – 4 мес. 120 – 125 ккал/кг веса в сутки
4 – 9 мес. 115 – 120 ккал /кг веса в сутки
9 – 12 мес. 110 – 115 ккал/кг веса в сутки
Дефицит массы тела =
долженствующая масса – фактическая масса
Долженствующая масса тала = 2800 г + 700 г х 2 = 4200 г
- Количество ккал в сутки при фактической массе =3,3 х 120=396
- Количество ккал в сутки при долженствующей массе=4,2 х 120=504
Дефицит ккал = 504-396=108
Ребенок высасывает 90 мл молока 110-90= 20 мл – недостающее количество молока на одно кормление, т.е. имеется количественное голодание.
4200 г – 3300 г = 900 г, что составляет 21% - 2 степень гипотрофии - 20-30%.
Обучающие задачи
Задача №2
Осмотр ребенка фельдшером на ФАПе. Ребенку 1 месяц, масса тела 4800г. Масса тела при рождении – 4100 г, длина тела 53 см. На грудном вскармливании. При контрольном кормлении ребенок высасывает по 50 мл молока. Срыгивает 3-4 раза в день необильно.
Задание:
- Определить долженствующие массу и длину тела ребенка.
- Определить суточный объем питания.
- Определить разовый объем питания.
- Определить часы кормления.
- Определить количество докорма.
Эталон ответа:
1. Долженствующая масса тела определяем по формуле :
М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где N – число месяцев ребёнка; 700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.
4100 + 700 х 1=4800 г.
Определение длины тела ребенка :
Прибавки длины тела на первом году жизни
2. Определение суточного объема питания
Суточный объем питания (объемный метод) = 4800 : 5 = 960 мл
3. Определение разового объема питания и докорма :
- Объем разового кормления = 960 : 7 = 137 мл или примерно 135 мл
- Объем докорма = 135 – 50 = 85 мл.
Месяцы жизни
Ежемесячная прибавка, в см
1
Суммарная прибавка за квартал
3
2
3
I квартал – 9,0 см
3
3
4
2,5
5
2,5
6
II квартал – 7,5 см
2,5
7
2
8
2
III квартал – 6,0 см
9
2
10
1
11
12
1
IV квартал – 3,0 см
1
Итого за год: 25,5 см
4. Составление диеты на 1 день .
Время кормления
6 ч.
Наименование продуктов
9 ч. 30 мин
Количество (мл)
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
135
13 ч.
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
16ч. 30 мин
135
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
20 ч
135
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
135
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
23 ч. 30 мин
135
Грудное молоко 50 + Смесь Нан антирефлюкс 1 85 мл
135
Длина тела: 53 + 3 =56 см .
Обучающие задачи
Задача №3
Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3500 г., а на третьи сутки в родильном доме его масса составила - 3300 г.
Задание:
- вычислить процент потери массы тела.
Эталон ответа:
Для решения данной задачей воспользуемся формулой:
Физиологическая убыль массы тела =
Масса тела при рождении – Масса тела на момент (день) исследования
Потеря веса на третьи сутки составила 3500-3300=200 грамм. Найдем, сколько процентов 200г составляет от 3.500г., для этого воспользуемся формулой 200 х 100 = 5,7%
3500
Или берем 3.500 за 100%, а 200 за х%. Составляем пропорцию:
(200 х 100)/3500=5,7%
Потеря массы тела (физиологическая убыль массы тела) составила 5,7%
Обучающие задачи
Задача №4
На приеме ребёнок в возрасте 3 месяцев имеет массу тела 4100 г. Масса при рождении 3300 г. Ребенок на искусственном вскармливании, получает смесь НАН. Со слов мамы, стул водянистый желтовато-зеленого цвета до 10 раз в сутки.
Задание:
- Определите долженствующую массу ребенка.
- Определите степень гипотрофии.
- Определите тактику фельдшера.
Эталон ответа:
1. Определение долженствующей массы тела проводим по формуле :
М 1-6 мес. = масса при рождении + 700 N, где
N – число месяцев ребёнка; 700 – ежемесячная прибавка массы в 1-ом полугодии.
Долженствующая масса тела: 3300 + 700 х 3 = 5400 г.
2. Определение степени гипотрофии
Дефицит массы тела: 5400 – 4100 = 1300 г.
Составим пропорцию 5400 - 100%, 1300 – х %
Х = 1300 х 100 : 5300; Х=24% т.е. соответствует II степени гипотрофии
3. Тактика фельдшера : необходима госпитализация ребенка в детское отделение.
Обучающие задачи
Задача №5
Фельдшером скорой помощи доставлен в стационар мальчик в возрасте 4 лет с диагнозом: Острый бронхит, тяжелое течение. Гипотрофия 2-3 степени? Масса ребенка при поступлении 12 кг, рост 90 см.
Задание:
1. Рассчитайте долженствующие массу, длину тела и степень гипотрофии у ребенка.
2. Рассчитайте дозу ампициллина для в/м введения ребенку 4 раза в день.
Эталон ответа:
1. Расчет веса ребенка и степени гипотрофии:
Вес ребёнка после года можно определить по следующей формуле:
2. Расчет дозы ампициллина проводим по формуле
Доза за сутки =100 тыс. ЕД /кг
- Масса ребенка 12 кг х 100= 1200 ЕД ампициллина в сутки.
- Кратность введения антибиотика – 4 раза в день, т. е. 24 часа : 4 = 6 часов, т. е. через каждые 6м часов ребенку будет проводиться в/м инъекция.
- На одну инъекцию необходимо ввести – 1200 : 4 = 300 тыс. ЕД.
- В 1 ампуле ампициллина содержится 0,5 г сухого вещества или 500 тыс. ЕД.
- Для разведения 0,5 г сухого вещества необходимо добавить 5 мл 0,25% раствора новокаина, тогда в 1 мл готового раствора ампициллина содержится – 100 тыс. ЕД, в 5 мл – 500 тыс. ЕД.
- Так как в 1 мл – 100 тыс. ЕД, в 3 мл – 100 х 3 = 300 тыс. ЕД ампициллина. На одну инъекцию ребенку необходимо ввести – 3 мл готового раствора антибиотика.
10 кг + 2n, где n – число лет ребёнкам
Долженствующая масса – 10 + 2 х 4 =18 кг
Дефицит массы тела: 18 – 12 =6 кг
18 кг – 100%
6 кг - Х % Х=6 х 100 : 18 Х=33% - это соответствует гипотрофии III степени.
Расчет роста:
Длина тела детей старше 1 года:
у мальчиков от 1 года до 7 лет:
ДТ=75+7 х n, где n – количество лет
ДТ ребенка: 75 + 7 х 4 = 103 см, дефицит роста определяем по формуле
долженствующий рост – длина тела на момент исследования
103 – 90 =13 см.
Выводы:
Домашнее задание:
Задача № 1:
Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с массой 3.500, а на третьи сутки его масса составила 3.300. Вычислить процент потери веса.
Данный урок разработан и реализован в ноябре 2015 года в филиале «Самарский медико-социальном колледже». После проведения урока удалось достичь поставленной цели. Будущие фельдшера не только осознали значимость предмета математики в педиатрии, но и научились применять математические методы при решении профессиональных задач.
Задача №2:
Ребёнок в возрасте 2 месяцев имеет массу тела 4.000. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.
Задача №3:
Ребенок родился весом 3900. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Задача №5:
Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев
(5 лет)?
Список использованной литературы
1. Степанова Л.А. Фельдшер образовательных учреждений / Л.А. Степанова.-Ростов на Дону : Феникс, 2004.-300с.
2. Смолева . Э.В Фельдшер общей практики (семейный фельдшер)/ Э.В. Смолева.- Ростов на Дону: Феникс, 2004 .- 290с.
3.Здоровый ребенок: Учебник/В.Д.Тульчинская.- 4-е, изд. стер.- Ростов н/Д:Феникс,2009.-347с.
4.Сестринское дело в педиатрии:практикум/Под ред.Р.Ф.Морозовой.-8-е изд., стер.-Ростов н/Д:Феникс, 2011.-381с.
5. Рост и развитие ребенка /Под ред. В.В. Юрьева,3-е изд.-Спб:Питер, 2007.-272с. (серия «Краткий справочник»)