А.Б. Воронцов Организация учебного процесса
Черты современного урока
- Нацеленность на результат;
- Ученик – субъект учебной деятельности;
- Формулирование целей деятельности;
- Критериальное оценивание;
- Динамичность структуры урока;
- Поддержка инициативы ученика;
- Разнообразие источников знания;
- …
Педагогические технологии для реализации ФГОС
- Проектная технология,
- ИКТ,
- Технологии развивающего обучения,
- Проблемное обучение,
- Обучение на основе учебных ситуаций,
- Технология развития критического мышления,
- Технология деятельностного метода,
- Технология продуктивного чтения,
- …
Проблемное обучение
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
- Е.Л. Мельникова – организация проблемных ситуаций
- Л.В. Занков – коллизии на уроке
- Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – ситуация разрыва между незнанием и знанием
Образовательная задача
состоит в организации условий ,
провоцирующих детское действие
Проблемное обучение
- возникновение проблемной ситуации,
- постановка учебной проблемы,
- поиск решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Создание проблемных ситуаций
Тип противоречия
I. Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»
Приемы создания проблемной ситуации
Между двумя (или более) положениями
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом
Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
Создание проблемных ситуаций
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Создание проблемных ситуаций
- Прием «Яркое пятно». В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Деятельностный подход к обучению
Основы заложены в работах психологов:
Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова
Предполагает понимание сути, структуры и закономерностей деятельности .
В качестве важнейших компонентов учебной деятельности выделим следующее:
1) учебно-познавательная мотивация
2) учебные задачи с соответствующими учебными операциями
3) контроль и самоконтроль
4) оценка и самооценка
Учебно –познавательная мотивация формируется не сразу, сначала у ребенка формируется познавательная мотивация интересно узнавать новое не учиться , а узнавать новое-это разные вещи. Сформировать учебно-познавательную мотивацию, чтобы ребенку было учиться и узнавать что-то новое это очень важная и сложная задача. Поэтому создавая учебник, мы постарались сделать его таким, чтобы создать учебно-познавательную мотивацию Учебная задача отличается от практической тем, что особенность учебной задачи заключается в том, что главным результатом решения учебной задачи усвоение способа ее решения. Обращается внимание не на то, что должны сделать дети, а на то как это они должны сделать.
Деятельностный подход
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
(в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)
- (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Структура вводного (или постановочого) урока
- 1 ЭТАП. Демонстрация детьми владения старым способом. Задания или вопросы – ситуация успеха.
- 2 ЭТАП. Самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому.
- 3 ЭТАП. Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»).
- Результат урока – определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи – знако-символические средства.
Структура урока решения учебной задачи
1. Поисковая работа - предположения детей о решении учебной задачи
2. Найденный способ действий фиксируется в модельной форме
3. Изучение открытого способа действий (ошибки, ложные направления мысли)
Структура урока конкретизации открытого способа действия – тренировочное занятие
1. Тестовая диагностическая работа на «входе» – выявление степени овладения отдельными операциями с целью коррекции.
2. Коррекционная работа учащихся в малых группах – этап решения частных задач.
3. Самоконтроль и самооценка своих действий, выработка критериев оценивания.
4. Тестовая диагностическая работа «на выходе» – для каждой операции представлены все возможные варианты ошибочного выполнения. Формирование рефлексивного контроля.
В конце темы - проверочная работа и ее анализ –
рефлексивная оценка
Развивающее обучение
- Формирование у школьников навыков самооценки учебной деятельности как основы умения учиться.
- Суть самооценки не в констатации, а в содержательном качественном рассмотрении результатов , в их сопоставлении с целью.
- Основа учебной самооценки – умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает.
Действия самооценки
- Умение осознавать границы собственных знаний (усвоен ли общий способ решения задачи, соответствует ли результат учебных действий конечной цели)
- Умение работать с эталонами
- Умение вырабатывать критерии оценки
- Умение вырабатывать собственные эталоны
- Умение соотносить самооценку с внешней оценкой
- Умение составлять план по коррекции своих затруднений
Структура урока формирования самооценки
- МОТИВАЦИЯ
- ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
- ВЫРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ
- ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
- РЕФЛЕКСИЯ
Основные виды занятий по формированию оценки знаний или способов их добывания
- Первый тип - работа с эталонами оценки .
Задача учителя - создавать условия для того, чтобы ребенок в своей учебной работе
- не упускал из виду эталон,
- умел им пользоваться,
- а после сравнения с эталоном сам делал выводы о результатах своего труда,
- сам ставил себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия.
На первых этапах этой работы учитель демонстрирует свои оценочные суждения, давая возможность детям принять участие в определении эталонов и способов работы с ними.
При этом педагог специально совершает «ошибки», чтобы дать детям возможность уловить неточности, включиться в их обсуждение, ввести оценочные суждения.
- Второй тип занятий - выработка
детьми собственных эталонов .
Очень важно создавать на этих занятиях такие ситуации, когда дети начинают вырабатывать собственные эталоны в виде позиции, вкусовых пристрастий, собственной точки зрения и ее обсуждения.
В такой ситуации учитель не навязывает школьникам свое мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими.
- Третий тип занятий - занятия социальной значимости.
Осознание школьником общественной значимости результатов своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебно-познавательной и творческой деятельности. Учащиеся часто выполняют всякого рода творческие познавательные задания, которые требуют публичной оценки взрослых, и не только работающего с классам учителя. Поэтому на занятиях необходимо создавать ситуации, когда специально подчеркивается социальная значимость творческих работ, усиливая в детях познавательные стремления и творчество. С этой целью организуется публичная защита реферативных работ, выпуск литературных альманахов, сборников ученических задач.
- Четвертый тип - занятия, посвященные анализу и реконструкции выполненных творческих работ.
Чаще всего такие занятия строятся вокруг творческих работ школьников, написанных несколько месяцев назад. Ими могут быть изложения, сочинения, эскизы к картинам, подготовленные на уроках живописи и т.п. Учащимся предлагается выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание, сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Оценочный компонент при выполнении такого вида заданий становится более целенаправленным, полным, а оценочная активность выступает уже в качестве своеобразной познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Типы уроков
1. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ
(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)
2)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ
УРОК РЕФЛЕКСИИ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.;
2)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ
УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩЯТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2)
УРОК ОБУЧАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
1)
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
2)
Структура урока ОНЗ
- 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- 3) Выявление места и причины затруднения.
- 4) Построение проекта выхода из затруднения.
- 5) Реализация построенного проекта.
- 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- 8) Включение в систему знаний и повторение.
- 9) Рефлексия учебной деятельности.
Структура урока рефлексии
- 1) Мотивация к коррекционной деятельности.
- 2) Актуализация знаний, организация самостоятельной работы №1 и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- 3) Локализация индивидульных затруднений (самостоятельное выявление места и причины затруднения).
- 4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- 5) Реализация проекта выхода из затруднения: 1) для допустивших ошибки и
- 2) для не допустивших ошибки.
- 6) Обсуждение затруднений во внешней речи.
- 7) Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
- 8) Включение в систему знаний и повторение.
- 9) Рефлексия учебной деятельности
Структура урока систематизации
- 1) Мотивация к учебной деятельности.
- 2) Актуализация знаний
- 3) Обобщение и систематизация знаний
а) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности,
б) Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
- 4) Применение знаний и умений в новой ситуации.
- 5) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- 8) Включение в систему знаний и повторение.
- 9) Рефлексия учебной деятельности.
Логика построения урока ОНЗ на основе ТДМ
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ
Что я не знаю
или не умею?
Сам преодолеваю возникшее затруднение
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма
Она является надпредметной и предполагает
- работу с текстовой информацией,
- взаимообучение (коллективные и групповые способы работы),
- аргументированность собственной точки зрения,
- развитие критического мышления и др.
Авторами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) являются американские педагоги Чарльз Темпл, Курт Мередит, Дженни Стил, Дон Огл.
- Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.
Технологический алгоритм урока
I стадия
Вызов:
- Актуализация имеющихся знаний;
- Пробуждение интереса к получению новой информации ;
- Постановка собственных целей обучения .
II стадия
Осмысление содержания:
- Получение новой информации;
- О смысление новой информации;
- С оотнесение новой информации с собственными знаниями ;
- Корректировка учеником поставленных целей обучения .
III стадия
Рефлексия (Размышление)
- Ц елостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- В ыработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
- А нализ всего процесса изучения материала.
Формы работы
- Читательский семинар – специально организованная форма работы с учащимися с целью обсуждения текстов посредством использования стратегий развития критического мышления.
Методические приемы технологии развития критического мышления
1. Инсерт
2. Мозговая атака
3. Групповая дискуссия
4. Чтение с остановками и вопросы Блума
5. Кластеры
6. Синквейн
7. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
8. Перепутанные логические цепочки
9. Взаимоопрос
10. Эссе
11. Стратегия «Таблица-синтез»
12. Стратегия РАФТ
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Готовность слушать учащихся, вести диалог, направлять, помогать осваивать новое знание, консультировать – новая позиция Учителя в учебном процессе.
Литература
- Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
- http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Примеры_методических_приемов_технологии_развития_критического_мышления
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма
- Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие Критического мышления на уроке: пос. Для учителя. – М.: Просвещение,2004.
- Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. – М.: Академия, 2003.