1
В мире
профессий .
трыковка
Глубина самопостижения и самопознания собственного «Я», слабых и сильных сторон своей личности, умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность профессионального выбора.
Что мы узнаем?
- Почему заработная плата -это цена.
- Что такое человеческий капитал?
- Почему риск, связанный с профессией, влияет на зарплату?
ПРОФЕССИЯ –это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным).
Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:
Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.
Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании
Цель урока: * расширить кругозор сведениями о разнообразии профессий; * обсудить проблему организации рынка труда в регионе.
- Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
- Стадия вызова
- Стадия осмысления содержания
- Стадия рефлексии
Проверка домашнего задания:
- Почему приходится платить «за время»?
- Как массовое производство повлияло на заработную плату?
- Что, кроме зарплаты может получить наемный рабочий?
В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и тем не менее в феномене «Я» загадок больше, чем ответов.
Я - представляемое
Я - ожидаемое
Я - фантастическое
Я - желаемое
Я - идеальное
Я - реальное
От чего зависит величина заработной платы?
- Умственные способности.
- Образование.
- Интеллектуальный капитал.
- Физические возможности.
- Трудовой опыт.
- Человеческий капитал.
- Уровень риска .
- Условия.
- Цена .
- Удача .
Внутренний мир человека и возможности его познания
На протяжении всей жизни люди ищут ее смысл, постоянно задают себе вопросы:
« ЗНАЮ ЛИ Я СЕБЯ?»
«КТО Я?»
«ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СОБСТВЕННЫМ Я?»
Игра « Экзамен»
- Представьте себе что во время экзамена вам достается билет с одним показателем. Вы должны подробно рассказать об этом показателе и назвать профессии, где он будет наиболее востребован.
- Например: удача-----артист кино
стадия вызова КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ВОСТРЕБОВАНЫ В НАШЕМ РЕГИОНЕ?
- Менеджеры по продажам и закупкам
- Программисты , веб-дизайнеры
- Специалисты по телекоммуникациям
- Банковские служащие,бухгалтеры
- Руководители отделов, управляющие
- Рекламисты , маркетологи, бренд-менеджеры
- Дизайнеры интерьера, архитекторы
- Специалисты по ПР, полиграфисты,журналисты
- Инженеры, ведущие специалисты
- Юристы, адвокаты
- Учителя преподаватели вузов
- переводчики
- Артисты, музыканты.
Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет САМООЦЕНКА.
Самооценка – - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др угих людей.
Предмет труда (типы профессий)
Т
Человек-техника
П
Человек-природа
Ч
Человек-человек
Х
Человек-художественный образ
З
Человек-знаковая система
Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:
Ветеринарный врач, учитель, продавец, кулинар, директор, парикмахер, водитель, пианист, бульдозерист
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, люди пытались систематизировать их по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях.
Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам
В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило второе:
Узнай все о профессии:
предмет, цель и условия труда;
пути получения профессии;
медицинские противопоказания;
требования профессии к личности
(профессионально важные качества);
актуальность выбранной профессии на
рынке труда и перспективы ее развития.
Правило первое:
Познай себя, свое собственное «Я»
здоровье;
интересы и склонности;
способности, знания и умения.
Правило третье
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.
- «Человек – знаковая система»
- «Человек-техника»
- «Человек-природа»
- «Человек-художественный образ»
- «Человек-человек»
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
- Профессиональ ное самоопределение
- Выбор профессии
- Показатель общей грамотности
- в стране 98%
- Государственные расходы на образование (в размере процента ВВП) 4,1%
- Количество дневного государственного ОУ 1323
- Количество государственных высших заведений - 14
- Количество средне-специальных заведений более 50 тыс
- Количество студентов государственных высших учебных заведений 64000 - 2000 год
- 40000 - 1984год
А это уже после знакомства с предметом «экономика»
Отраслевая структура Занятости
- 0,50 % - наука
- 0, 30 % - лесное хозяйство
- 1,30% - связь
- 1,50 % - культура
- 5,30% - здравоохранение
- 6,30% - строительство
- 6,40% - транспорт
- 8,70% - образование
- 13,40% - торговля
- 18,80% - сельское хозяйство
- 23,70% - промышленность
Состав безработных
- 11,90 % высшее образование
- 3,10% неполное высшее
- 23,60% среднее профессиональное
- 10,40 % начальное профессиональное
- 34,80% среднее образование
- 15,80% основное
Ушли навеки времена, когда учили всех бесплатно!
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
- 1997 ГОД –16%
- 2000 ГОД – 9,7%
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
- - ВЫБИРАЯ ПРФЕССИЮ,С КОТОРОЙ
- СВЯЖЕШЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, О ЧЕМ НУЖНО ПОДУМАТЬ ЗАРАНЕЕ?
- ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ,ЧТОБЫ В БУДУЩЕМ БЫЛА ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА?
- СТОИТ ЛИ ГНАТЬСЯ ЗА МОДОЙ НА ПРОФЕССИИ? ВСЕГДА ЛИ ОНА ОТРАЖАЕТ УРОВЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ В ТВОЕМ РЕГИОНЕ?