ЛЕКСИКА ФРАЗЕОЛОГИЯ
Как Рыжиков и ученики 6 класса попали в Страну выученных уроков
СТРАНА ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
ЦЕЛЬ
- Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология»
- Закрепить знания по теме
- Активизировать творческие способности учеников
Расскажите, что вы знаете о этих терминах, приведите примеры:
- Исконно-русские слова
- Заимствованные слова
- Профессионализмы
- Диалектизмы, жаргонизмы
- Общеупотребительные слова
- Историзмы,архаизмы
- Фразеологизмы
- Неологизмы
- 1.Омонимы
- 2. Антонимы
- 3.Диалектизмы
- 4.Устаревшие слова
- 5.Профессинализмы
- 6.Жаргонизмы
- 7.Заимствованные слова
- 8.Неологизмы
БУХТА СЛОВАРЕЙ
Словарь – это
Вселенная
в алфавитном порядке
А.Франс
Город устаревших слов
- Очи – …….; десница – …...; ланиты – …..; выя – ……; чело – ……; уста – ……; рамена - …..; шуйца - …..;
- глаголет – ….; перст – ……;
- длань - …..;
- Очи – глаза; десница – правая рука; ланиты – щеки; выя –шея; чело – лоб; уста – губы; шуйца – левая рука;
- глаголет –говорит; перст – палец;
- длань – ладонь.
Музыкант
Военный
Врач
Математик
- Опера, артиллерия,бронхит, квадрат,
- снаряд, десант,уравнение, окружность,
- скрипка,нота, патрон,микстура, прививка,
- гитара, умножить,романс,ингаляция, батальон,равенство, скальпель
Музыкант
Военный
Опера
гитара
романс
скрипка
нота
артиллерия
снаряд
десант
патрон
батальон
Врач
Математик
микстура
бронхит
ингаляция
прививка
скальпель
квадрат
уравнение
умножить
равенство
окружность
физкультминутка
Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побъем друг другу челом.
- Разведем руками.
- А теперь -- руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
ДОЛИНА ДИАЛЕКТИЗМОВ
- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
- Прихвати, дроля. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
- Я мигом, бабушка.
ДОЛИНА ДИАЛЕКТИЗМОВ
Проверьте себя
Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
Мялица - мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю.
Баять - говорить
Бердо - принадлежность ткацкого стана.
Дроля – дорогой, милый.
Кринка - молочный горшок, узковатый и высокий.
Пряженец - лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.
Каравайцы - пшеничные блины.
Полудневать - обедать
НА ДИСКОТЕКЕ
- - Слышь,чувак, ты где живешь?
- - В общаге.
- - И как?
- - Клёво! У нас есть телек, комп.
- - Сколько челов в комнате?
- - Трое.
тесты
4
3
3
1
4
4
2
4
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Домашнее задание
Напишите мини – сочинение, используя фразеологизмы
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер )
Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … .
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
ШОКОЛАД
СОЛДАТ
ГИГАНТСКИЙ
ФИОЛЕТОВЫЙ
КАЛИГРАФИЯ
АПЕЛЬСИН
ДЕРЕВНЯ
ЧЕРНИЛА
КОМПЬЮТЕР