Применение нетрадиционных уроков в обучении математике
Из опыта работы учителя математики
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №7 г.Феодосии Республики Крым»
Акимовой Елены Ибраимовны
У роки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания и трудолюбия! Н е высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Я стараюсь ставить их в позицию говорящих, делающих. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями.
Дидактические игры на уроках математики
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Ц енность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
М атематическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Ц елесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Приведу примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках
1. Викторина
В икторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.
Математический турнир
П обеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Я выступаю в роли арбитра. Участникам турнира выставляются оценки в журнал, подводятся итоги.
Эстафета
Т акой вид опроса я использую при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.
Аукцион
П осле изучения темы «Четырехугольники» в 8 классе я выставляю на аукцион параллелограмм, трапецию, прямоугольник, ромб, квадрат. Задача команд: «купить» фигуру, указав какое-нибудь ее свойство. Фигура достается той команде, которая сообщила последней ее свойство. Затем выставляется другая фигура.
Побеждает команда «купившая» наибольшее число фигур.
Молчанка
В 5 и 6 классах очень помогают мне в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карточка соответствует утверждению «нет», а зеленая – «да».
Р ебята с увлечением пишут графические диктанты. «Да» изображается отрезком, а «нет» - уголком. В результате ответов на вопросы получается «график», по которому легко определить, верно ответил ученик или нет.
Д иктанты позволяют проверить способность учащихся рассуждать, логически мыслить, делать правильные выводы.
Кто быстрее
Э то – наиболее часто применяемая мною игра. Обычно ее я использую при устном счёте, при проведении самостоятельных работ, иногда раздаю карточки для отдельных ребят.
Е сли нужно отработать какой-нибудь алгоритм решения, я так же использую эту игру. Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее.
Устный журнал
У стный журнал не требует соревнования. Учащиеся заранее читают математическую литературу, находят в ней интересные факты, которые излагают за 1-2 минуты.
В едущие готовят ряд коротких рассказов об истории математики из тех разделов, которые не издаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих – изложить свои заготовки, увлечь беседой учащихся. Они говорят таинственно, весело, обыгрывают сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.
Трансформация традиционных способов организации уроков
Урок-зачет: на таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.
- Структура урока:
- Разминка 5-7 минут;
- Опрос ассистентов первой группы без подготовки (10-12 минут);
- Опрос ассистентов второй группы ассистентами первой группы;
- Первая группа ассистентов решает задачи до конца урока;
- Вторая группа ассистентов ведет опрос. Ответившие на «4» и «5» присоединяются ко второй группе ассистентов.
- К зачёту каждый ученик заготавливает лист учета знаний, в котором будут выставлены оценки за определенный вид деятельности.
Урок-конференция
В есь класс разбивается на группы по интересам. Я распределяю темы докладов, формулирую цель дискуссии. Члены группы готовят выступление по теме и их наглядную иллюстрацию (чертежи, плакаты, презентации и т.д.). Поставленные вопросы должны освещаться глубоко, вызывать интерес у учащихся. Докладчиков должно быть более 3 человек. Я требую, чтобы они говорили правильно, выразительно, приводили доказательства.
Семинар
Э тапы:
- организационный;
- постановка цели;
- актуализация знаний;
- выдвижение проблем, их обсуждение;
- обобщение и систематизация знаний;
- определение и разъяснение домашнего задания.
Заключение
Н естандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
Фрагменты дидактических игр
11 класс. Тема: «Критические точки функции, максимумы и минимумы»
Ярмарка
Лото и домино
Эти игры проводятся в группах одновременно
ПАСЬЯНС
Презентация команд
Командам даются задания: «Прочитать график функции»
Команды выступают с домашним заданием: «Графики функций-пословицы»