Реализация здоровьесберегающего компонента на уроке.
Выступление на муниципальном семинаре
учителей иностранного языка
Лучниковой Виктории Леонтьевны
МОУ «Журавлевская СОШ»
“ Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Н.М. Амосов
Причины снижения уровня здоровья детей
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Иностранный язык один из самых сложных предметов в школе
применение здоровьесберегающих технологий просто необходимо.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения
с наименьшим
причинением вреда их
психическому
и физическому
здоровью.
Профилактика переутомления учащихся на уроках
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ
- ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА
- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССА И ДОСКИ
- ИСКЛЮЧЕНИЕ МОНОТОННЫХ ЗВУКОВЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ
- ПРАВИЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ
Требования к уроку
- научить ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
- недопустить чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;
- учет индивидуальных особенностей ребенка,
- обеспечить такой подход к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе
Организация урока с позиции здоровьесбережения
- основные потребности учащихся:
- - потребность в движении;
- - потребность в общении;
- - потребность ощущать безопасность;
- - потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- - потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- - потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке
- Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен .
Песня предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.
- Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.
Hands up, hands down, Hands on hips, sit down. Hands up, to the sides, Bend left, bend right. One, two three, hop! One, two, three, stop! Stand still.
- Музыкальные физкультминутки
- Пальчиковые игры
Виды разрядок
физкультминутки
- игра
- песня
- музыкальная пауза
- упражнения для коррекции осанки
- упражнения для глаз
- релаксация Обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой на уроке.
- минутки покоя На уроках в начальной школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минута отдыха.
- Зрительная гимнастика Гимнастика для глаз эффективна как средство профилактики нарушений зрения. Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения .
Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке
- Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
- - Темы УМК, которые можно использовать для формирования ЗОЖ. «Спорт» «Рабочий день», «Продукты»
- - Нормирование объема домашнего задания и степени его сложности .
Индивидуально-дифференцированный подход
- Работа в индивидуальном темпе
- Использование источников информации
- Возможность обратиться за помощью
- Высказывание и аргументирование своего мнения
- Отсутствие страха ошибиться
- Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
Обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
1.Принцип доброты.
2. Принцип успешности.
3.Принцип ненанесения вреда.
4.Принцип приоритета действенной заботы о здорвье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)
5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
6. Принцип соответствия обучения возрастным особенностям обучающихся.
7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке).
8. Принцип заинтересованности.
Спасибо за внимание!!!!
Спасибо за внимание!!!!