СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Требования к современному уроку в условиях ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны новые подходы в обучении: компетентностный, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Требования к современному уроку в условиях ФГОС"»

Требования к современному уроку в условиях ФГОС

Требования к современному уроку в условиях ФГОС

Новые подходы в обучении Компетентностный  – нацеленный на формирование компетенций (знание, умение, опыт применения) Системно-деятельностный –  основанный на организации самостоятельной познавательной деятельности школьника Личностно ориентированный – ориентированный на обучение в соответствии с типом интеллекта обучающегося (или с уровнем подготовки - вариант)

Новые подходы в обучении

  • Компетентностный – нацеленный на формирование компетенций (знание, умение, опыт применения)
  • Системно-деятельностный – основанный на организации самостоятельной познавательной деятельности школьника
  • Личностно ориентированный – ориентированный на обучение в соответствии с типом интеллекта обучающегося (или с уровнем подготовки - вариант)
Деятельный подход в образовании изменяет цели образования : не столько дать багаж знаний (при всей значимости знаний), сколько  обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие  ученика (вооружить умением учиться) определяет  новые требования к содержанию учебных программ  (они должны обеспечить высокую мотивацию учеников к предмету) определяет новые требования к организации обучения  - переход к активным методикам и образовательным технологиям (различные формы, способы, приемы, методы, технологии обучения изменяет роль ученика - он  не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию) изменяет роль учителя: он не единственный источник знаний, не информатор, не контролер, а  организатор, координатор, тъютор, наставник, помощник, консультант. способствует формированию ключевых компетенций учащихся  

Деятельный подход в образовании

  • изменяет цели образования : не столько дать багаж знаний (при всей значимости знаний), сколько  обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие  ученика (вооружить умением учиться)
  • определяет  новые требования к содержанию учебных программ  (они должны обеспечить высокую мотивацию учеников к предмету)
  • определяет новые требования к организации обучения  - переход к активным методикам и образовательным технологиям (различные формы, способы, приемы, методы, технологии обучения
  • изменяет роль ученика - он  не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию)
  • изменяет роль учителя: он не единственный источник знаний, не информатор, не контролер, а  организатор, координатор, тъютор, наставник, помощник, консультант.
  • способствует формированию ключевых компетенций учащихся

 

Деятельностный подход организация самостоятельной деятельности ученика, направленной на становление его сознания и личности  обучать деятельности – это значит: делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), - помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Деятельностный подход

  • организация самостоятельной деятельности ученика, направленной на становление его сознания и личности

  • обучать деятельности – это значит:
  • делать учение мотивированным,
  • учить ребенка самостоятельно ставить перед

собой цель и находить пути и средства ее

достижения (т.е. оптимально организовывать

свою деятельность),

- помогать ребенку сформировать у себя умения

контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Этапы обучения самостоятельной деятельности 1 этап - совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя (интериоризация (Ж.Пиаже), «вращивание», зона актуального развития (Л.С. Выготский)) . 2 этап – самостоятельная работа (зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно, экстериоризация, «присвоение») Методологическая основа («философия») образования – системно-деятельностный подход

Этапы обучения самостоятельной деятельности

1 этап - совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя (интериоризация (Ж.Пиаже), «вращивание», зона актуального развития (Л.С. Выготский)) .

2 этап – самостоятельная работа (зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно, экстериоризация, «присвоение»)

Методологическая основа («философия») образования – системно-деятельностный подход

дидактические задачи

  • дидактические задачи
  • дидактические задачи

Определение темы урока

  • Определение темы урока
  • Определение темы урока

Развивающий урок

  • Развивающий урок
  • Развивающий урок

Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)

  • Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)
  • Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)

Формулировка целей и задач

  • Формулировка целей и задач
  • Формулировка целей и задач

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)

  • Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)
  • Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)

Планирование деятельности

  • Планирование деятельности
  • Планирование деятельности

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи

  • Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи
  • Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи

Организация деятельности по решению познавательных задач

  • Организация деятельности по решению познавательных задач
  • Организация деятельности по решению познавательных задач

Осуществление контроля

  • Осуществление контроля
  • Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация

  • Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация
  • Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.

  • Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.
  • Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.

Осуществление коррекции

  • Осуществление коррекции
  • Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя

  • Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя
  • Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя

Итог урока

  • Итог урока
  • Итог урока

Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности

  • Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности
  • Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности

Домашнее задание

  • Домашнее задание
  • Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)

  • Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)
  • Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)
Структура развивающего урока 1. Мотивационно-целевой этап (самоопределение и мотивация на решение познавательных задач) 2. Ориентировочный этап (актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление причины затруднения, постановка цели деятельности) 3. Исследовательский этап (открытие нового знания на основе решения познавательных задач) 4. Практический этап (применение знаний в процессе выполнения упражнений различной степени сложности – работа в парах, группах) 5. Рефлексия учебной деятельности (подведение итога, оценка и самооценка на основе соотношения целей урока и полученных результатов)

Структура развивающего урока

1. Мотивационно-целевой этап (самоопределение и мотивация на решение познавательных задач)

2. Ориентировочный этап (актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление причины затруднения, постановка цели деятельности)

3. Исследовательский этап (открытие нового знания на основе решения познавательных задач)

4. Практический этап (применение знаний в процессе выполнения упражнений различной степени сложности – работа в парах, группах)

5. Рефлексия учебной деятельности (подведение итога, оценка и самооценка на основе соотношения целей урока и полученных результатов)

Типология уроков Тип урока Виды уроков Урок открытия нового знания традиционный (комбинированный) и специальный, продвинутая лекция, заочная экскурсия (в т.ч. on-line) , урок-исследование, урок-практикум и др. Урок закрепления знаний Семинар, лабораторная работа, собеседование, консультация,  тренинг и др. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и др. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, «круглый стол», дискуссия и др. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Типология уроков

Тип урока

Виды уроков

Урок открытия нового знания

традиционный (комбинированный) и специальный, продвинутая лекция, заочная экскурсия (в т.ч. on-line) , урок-исследование, урок-практикум и др.

Урок закрепления знаний

Семинар, лабораторная работа, собеседование, консультация, тренинг и др.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и др.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, «круглый стол», дискуссия и др.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся традиционная репродуктивная методика проведения урока. Необходимость доверить ученику самому искать информацию и работать с ней. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации, т.е определять способы их решения . Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока как способа планирования процесса формирования предметных и метапредметных компетенций. Контрольно-оценочная деятельность (оценка затраченных на выполнение задания усилий ).

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:

  • Сложившаяся традиционная репродуктивная методика проведения урока.
  • Необходимость доверить ученику самому искать информацию и работать с ней.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации, т.е определять способы их решения .
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока как способа планирования процесса формирования предметных и метапредметных компетенций.
  • Контрольно-оценочная деятельность (оценка затраченных на выполнение задания усилий ).
Базовые технологии ( по ФГОС) Обучение на основе учебных ситуаций: ЧПКМ, технология вдумчивого чтения, проблемное обучение, кейс-стади, дискуссии и др. Технология исследовательской и проектной деятельности: метод проектов, квест-урок Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): смарт-технология, дистанционное обучение, вебинары и др. Технологии разноуровневого обучения (РО): «белый лист», интерактивные технологии

Базовые технологии ( по ФГОС)

  • Обучение на основе учебных ситуаций: ЧПКМ, технология вдумчивого чтения, проблемное обучение, кейс-стади, дискуссии и др.
  • Технология исследовательской и проектной деятельности: метод проектов, квест-урок
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): смарт-технология, дистанционное обучение, вебинары и др.
  • Технологии разноуровневого обучения (РО): «белый лист», интерактивные технологии