Требования к современному уроку в условиях ФГОС
Новые подходы в обучении
- Компетентностный – нацеленный на формирование компетенций (знание, умение, опыт применения)
- Системно-деятельностный – основанный на организации самостоятельной познавательной деятельности школьника
- Личностно ориентированный – ориентированный на обучение в соответствии с типом интеллекта обучающегося (или с уровнем подготовки - вариант)
Деятельный подход в образовании
- изменяет цели образования : не столько дать багаж знаний (при всей значимости знаний), сколько обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика (вооружить умением учиться)
- определяет новые требования к содержанию учебных программ (они должны обеспечить высокую мотивацию учеников к предмету)
- определяет новые требования к организации обучения - переход к активным методикам и образовательным технологиям (различные формы, способы, приемы, методы, технологии обучения
- изменяет роль ученика - он не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию)
- изменяет роль учителя: он не единственный источник знаний, не информатор, не контролер, а организатор, координатор, тъютор, наставник, помощник, консультант.
- способствует формированию ключевых компетенций учащихся
Деятельностный подход
- организация самостоятельной деятельности ученика, направленной на становление его сознания и личности
- обучать деятельности – это значит:
- делать учение мотивированным,
- учить ребенка самостоятельно ставить перед
собой цель и находить пути и средства ее
достижения (т.е. оптимально организовывать
свою деятельность),
- помогать ребенку сформировать у себя умения
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Этапы обучения самостоятельной деятельности
1 этап - совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя (интериоризация (Ж.Пиаже), «вращивание», зона актуального развития (Л.С. Выготский)) .
2 этап – самостоятельная работа (зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно, экстериоризация, «присвоение»)
Методологическая основа («философия») образования – системно-деятельностный подход
дидактические задачи
- дидактические задачи
- дидактические задачи
Определение темы урока
- Определение темы урока
- Определение темы урока
Развивающий урок
- Развивающий урок
- Развивающий урок
Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)
- Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)
- Формулируют сами учащиеся на основе созданной учителем проблемной ситуации (в чем противоречие?)
Формулировка целей и задач
- Формулировка целей и задач
- Формулировка целей и задач
Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)
- Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)
- Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания (что должны узнать, чтобы решить проблему, следовательно, какова цель урока?)
Планирование деятельности
- Планирование деятельности
- Планирование деятельности
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи
- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи
- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (что должны сделать, чтобы достичь цели? 1-, 2-, 3-…) Познавательная цель реализуется через задачи
Организация деятельности по решению познавательных задач
- Организация деятельности по решению познавательных задач
- Организация деятельности по решению познавательных задач
Осуществление контроля
- Осуществление контроля
- Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация
- Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация
- Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповая, индивидуальная формы деятельности) Задача и способ ее решения (учебное действие) - учебная ситуация
Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.
- Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.
- Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Например, методика незаконченных предложений или проверка по алгоритму.
Осуществление коррекции
- Осуществление коррекции
- Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя
- Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя
- Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно или с помощью учителя
Итог урока
Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности
- Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности
- Организуется рефлексия (соотношение поставленных целей и полученных результатов), оценка и самооценка учащимися собственной деятельности
Домашнее задание
- Домашнее задание
- Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)
- Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)
- Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (по 3 уровням или различного характера: репродуктивный, конструктивный, творческий)
Структура развивающего урока
1. Мотивационно-целевой этап (самоопределение и мотивация на решение познавательных задач)
2. Ориентировочный этап (актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление причины затруднения, постановка цели деятельности)
3. Исследовательский этап (открытие нового знания на основе решения познавательных задач)
4. Практический этап (применение знаний в процессе выполнения упражнений различной степени сложности – работа в парах, группах)
5. Рефлексия учебной деятельности (подведение итога, оценка и самооценка на основе соотношения целей урока и полученных результатов)
Типология уроков
Тип урока
Виды уроков
Урок открытия нового знания
традиционный (комбинированный) и специальный, продвинутая лекция, заочная экскурсия (в т.ч. on-line) , урок-исследование, урок-практикум и др.
Урок закрепления знаний
Семинар, лабораторная работа, собеседование, консультация, тренинг и др.
Урок комплексного применения знаний
практикум, лабораторная работа, семинар и др.
Урок обобщения и систематизации знаний
семинар, конференция, «круглый стол», дискуссия и др.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:
- Сложившаяся традиционная репродуктивная методика проведения урока.
- Необходимость доверить ученику самому искать информацию и работать с ней.
- Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации, т.е определять способы их решения .
- Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока как способа планирования процесса формирования предметных и метапредметных компетенций.
- Контрольно-оценочная деятельность (оценка затраченных на выполнение задания усилий ).
Базовые технологии ( по ФГОС)
- Обучение на основе учебных ситуаций: ЧПКМ, технология вдумчивого чтения, проблемное обучение, кейс-стади, дискуссии и др.
- Технология исследовательской и проектной деятельности: метод проектов, квест-урок
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): смарт-технология, дистанционное обучение, вебинары и др.
- Технологии разноуровневого обучения (РО): «белый лист», интерактивные технологии