Приемы мотивации на уроках химии
(из опыта работы)
Реальный смысл учения
определяется не целями,
а мотивами, отношением
школьников к предмету
Н.Ф. Талызина
Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определённой деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или её конечный результат.
Для повышения мотивации использую следующие педагогические технологии.
Технология проблемного обучения. Учитель ставит проблему, подводит учащихся к её решению.
Так, например, при изучении темы «Глюкоза» проводим опыты: глюкоза реагирует с оксидом серебра (реакция «серебряного зеркала»), а также окисляется гидроксидом меди (II) – выпадает красный осадок. По результатам опытов ребята выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении, записываем формулу вещества.
Технология разноуровневого обучения.
При повторении темы «Основные классы неорганических соединений» провожу проверочную работу по уровням:
Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
1) Zn + O2 → Zn O; 2) Fe + Cl2 → FeCl3
Вариант 2. (Включает задания частично-поискового уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:
1) Mg + ? → Mg O; 2) ? + Cl2 → Al Cl3
Вариант 3. (Включает задания исследовательского уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:
1) FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5
Технология игрового обучения.
Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. В своей практике я часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, в качестве итогового урока провожу игру-КВН: «Парад элементов».
Также использую интерактивные методы.
«Наглая ложь» (работа для групп из 4-6 человек). Читается текст, где среди правильных утверждений, внесены ложные подстановки. Необходимо найти «наглую ложь»
«Верю – не верю».
Учитель задает вопросы, учащиеся фиксируют знаком «+» свое согласие и, соответственно, знаком «-» - несогласие с утверждением. Условие – все вопросы начинаются со слов «Верите ли вы, что…»
Например, вопросы по теме «Кислород»
Верите ли вы, что…
1. В промышленности получают из воздуха.
2. Хорошо растворим в воде.
3. Применяют в качестве топлива…
«В поисках истины» (работа для групп из 4-6 человек). Предлагаются для групп вопросы, на которые необходимо, после обсуждения, дать исчерпывающие ответы.
Задание 1
Как поместить яйцо в молочную бутылку? (Ответ. Сначала помещают яйцо в пищевой 9% раствор уксуса на сутки, при этом скорлупа его, состоящая из СаСОз, станет мягкой. Затем в молочную бутылку налить раствор Na2СО3) и слегка сдавить яйцо, которое стало похожим на резиновое, протолкнуть сквозь горлышко бутылки.)
Задание 2
При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое окрашивание. Чем оно вызвано? (Ответ. Это ксанто-протеиновая реакция, так как протеин - это белок.)
«Перевертыши». Попытайтесь правильно прочитать положения теории А. М. Бутлерова, зашифрованные в высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение.
«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления».
(Ответ. Это второе положение теории Бутлерова. «Атомы в молекулы соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод в соединениях 4-валентен».)
Интересен для учащихся прием «чёрного ящика», как в передаче «Что? Где? Когда?». Ребятам задается загадка о веществе, которое будет изучаться на уроке. Изучая щелочные металлы, можно сказать о них следующие слова:
Они настолько легки, что бегают по поверхности воды,
Они настолько мягки, что режутся ножом,
Они настолько активны, что их содержат под слоем керосина.
Кто скрываются в этом ящике, и почему
речь идёт о целой группе веществ?
Есть интрига, учащиеся думают и тут же запоминают три свойства (легкие, мягкие, активные) этих веществ.