Приемы рефлексии, используемые на уроках в начальных классах
Прием «Древо мудрости»
Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к «заготовленному дереву». Прием используется при изучении или закреплении материала. Учащиеся самостоятельно читают текст. Затем пишут записку с возникшими вопросами. Подписывают листок и прикрепляют с помощью скрепки или прищепки к «древу мудрости». После чего каждый по очереди срывает записку, читает вслух вопрос и пытается на него ответить. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
Прием «Сюрприз»
Сюрприз - в конце урока, занятия можно предложить вытянуть жребий — сложенные листочки бумаги со словами. Например: «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа.
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Письмо самому себе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно письмо пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Почта»
Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт играют роль улиц, сами парты или столы — домов. Учащиеся на листах записывают вопросы к тексту домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (1-я Зеленая улица, дом 3, Елене), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается, и оцениваются несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ
Прием «Фантастическая добавка»
В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение. Можно придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном времени. ,перенести реального или литературного героя во времени, рассмотреть историческое событие глазами древнего человека. Универсальный подход — написать (прочитать подготовленные дома) фантастический рассказ, эссе, стихи, используя знания по предмету
Прием «Охотники племени сиу»
Этот прием позволяет контролировать дисциплину в классе. Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг. Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки. Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.
Прием «Ошибочка вышла»
Данный прием можно использовать на этапе закрепления новых знаний. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.
Прием «Радуга внимания»
Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным, каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.
Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом.
Прием «Шпаргалки»
Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.