СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются основные приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознания. В работе приводятся фрагменты уроков, разработанных по технологии проблемно-диалогического обучения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознания»

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Лукин Геннадий Янославович,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП».

Технология проблемного диалога прекрасно работает на уроках истории и обществознания. Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации на основе побуждающего и подводящего диалогов.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать без оценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждению к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые

факты, теории, мнения

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет

тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

– Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

На уроках истории может использоваться прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений

ПРИМЕР 1. Фрагмент урока истории в 7 классе по теме: «Смута».

Существует следующая точка зрения на оценку причин Смутного времени: «Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне, повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство, к тому же кризис был усилен вмешательством внешних сил».

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать без оценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

ПРИМЕР. Фрагмент урока обществознания в 8 классе по теме: «Социальная структура общества».

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

3 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Высказывание Конфуция. В чем состоит смысл высказывания Конфуция?

Итак, как мы сегодня на уроке будем учиться?

А для этого нам необходимо назначить деловые встречи с партнерами.

Слайд: часы. Обучающая структура – «клок баддис.

Приветствие.



Определение смысла высказывания.

Польза учения в размышлении.


Учиться размышляя.



Учащиеся на листочках рисуют часы. Разделение на группы.


Назначение 4 деловых встреч: 12 ч., 3 ч., 6 ч., 9 ч.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Актуализация знаний

2 мин.

Работа в паре (встреча на 12 часов)

Что называют обществом?





Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?

Работа в паре (встреча на 12 часов)

Общество – это группа людей; исторический этап развития; человечество в целом.

Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Постановка проблемы

5 мин.

Что изображено на этом рисунке?

Приведите примеры социального неравенства в обществе.

Что вы видите?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Как вы думаете, что мы с вами должны узнать? На какие вопросы нам необходимо ответить?

Учитель записывает вопросы на доске.

Феодальная лестница.

Дворяне. Крестьяне. Касты в Индии.



Структура общества.

Социальная структура общества.


Учащиеся формулируют вопросы – план урока.


Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД


Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:

  • способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;

  • самостоятельность в поиске учебного материала;

  • развитие мышления обучающихся;

  • способность высказывать и аргументировать свою позицию;

  • способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию.


Список литературы:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2006.

  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2008.

  3. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. – М., 2015.

  4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. 2014.

  5. Татарченкова С.С. Технология развития УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности. – СПб. 2014.













3