Просмотр содержимого документа
«Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознания»
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Лукин Геннадий Янославович,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП».
Технология проблемного диалога прекрасно работает на уроках истории и обществознания. Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации на основе побуждающего и подводящего диалогов.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать без оценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждению к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения | – Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? | Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал | – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? |
3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью | – Вы сначала как думали? А как на самом деле? |
4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
На уроках истории может использоваться прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений
ПРИМЕР 1. Фрагмент урока истории в 7 классе по теме: «Смута».
Существует следующая точка зрения на оценку причин Смутного времени: «Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне, повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство, к тому же кризис был усилен вмешательством внешних сил».
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать без оценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
ПРИМЕР. Фрагмент урока обществознания в 8 классе по теме: «Социальная структура общества».
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | 3 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Высказывание Конфуция. В чем состоит смысл высказывания Конфуция? Итак, как мы сегодня на уроке будем учиться? А для этого нам необходимо назначить деловые встречи с партнерами. Слайд: часы. Обучающая структура – «клок баддис. | Приветствие. Определение смысла высказывания. Польза учения в размышлении. Учиться размышляя. Учащиеся на листочках рисуют часы. Разделение на группы. Назначение 4 деловых встреч: 12 ч., 3 ч., 6 ч., 9 ч. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Актуализация знаний | 2 мин. | Работа в паре (встреча на 12 часов) Что называют обществом? Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества? | Работа в паре (встреча на 12 часов) Общество – это группа людей; исторический этап развития; человечество в целом. Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Постановка проблемы | 5 мин. | Что изображено на этом рисунке? Приведите примеры социального неравенства в обществе. Что вы видите? Попробуйте сформулировать тему урока. Как вы думаете, что мы с вами должны узнать? На какие вопросы нам необходимо ответить? Учитель записывает вопросы на доске. | Феодальная лестница. Дворяне. Крестьяне. Касты в Индии. Структура общества. Социальная структура общества. Учащиеся формулируют вопросы – план урока. | Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:
способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
самостоятельность в поиске учебного материала;
развитие мышления обучающихся;
способность высказывать и аргументировать свою позицию;
способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию.
Список литературы:
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2006.
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2008.
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. – М., 2015.
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. 2014.
Татарченкова С.С. Технология развития УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности. – СПб. 2014.
3