МБОУ «Пестяковская СШ»
Открытый урок по математике
на тему
«Письменные приемы умножения
м
ногозначного числа на однозначное»
Провела: Филиппова Т.А.
учитель начальных классов
Тема: Письменные приемы умножения
Цель:
Познакомить с приемом умножения многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число;
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать внимание, мышление;
уважительно относиться к общественно важным профессиям.
Планируемые результаты:
Предметные:
закреплять навыки умножения на однозначное число, усваивать алгоритм умножения в столбик;
решать задачи.
Метапредметные:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Личностные:
проявлять интерес к познанию, новому учебному материалу, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
уважительно относиться к общественно важным профессиям.
Тип урока: ОНЗ
Формы работы:
Оборудование: пословица, алгоритм, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
– Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Я желаю сохранить его до конца дня.
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята у нас с вами урок математики. А вы слышали такую пословицу
«Математика ум точит»? Как вы её понимаете?
(Математические задания заставляют нас мыслить, думать, мы становимся умнее и т.д.)
Устный счет
- Ребята наш урок я предлагаю начать с игры, которая называется «Закодированное слово». За каждый правильный ответ вы будете получать карточку.
- Сколько минут в 5 часах? (с)
- Сколько кг в 15 т? (н)
- Сколько суток в 5 части месяца? (е)
- 1/5 минуты, сколько это секунд?(г)
- Четверть века, сколько это лет? (о)
- Слон весит 6000 кг сколько это центнеров? (в)
- Носорог весит 2000 кг, а белый медведь 800 кг. На сколько больше кг весит носорог, чем белый медведь? (и)
- В 1147 г была основана Москва. В каком это было веке? (к)
- Итак, ребята, ответив на мои вопросы, вы получили карточки с буквами. Сложите из них имя нашего сегодняшнего гостя. Кто у вас получился? (Снеговик)
- Верно.
- А вы знали, что 18 января празднуется Всемирный День снеговика? Впервые идею празднования предложил Корнелиус Гретц из Германии. В 2008 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как владелец коллекции — три тысячи снеговиков. Дата выбрана не случайно: единица напоминает метлу, а восемь – саму снежную бабу.
- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы на ней заметили? (Снежинки)
- А что бывает, когда идет много снега? (Снегопад)
- Какая работа ждет нас всех после сильного снегопада? (Уборка снега)
III.Самоопределение к деятельности.
-Верно, но снежинки на нашей доске не простые, а математические. Давайте выполним задание на них, сложив все снежинки в один сугроб, и тогда наш гость откроет нам свой секрет.
- Ребята, в чем трудность?
- А как можно найти значение этого выражения? (Решив в столбик)
- Почему не получается вычислить так ? (Потому что это письменный прием вычислений)
-Сформулируйте тему урока.( Письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное.)
- Какие задачи поставим перед собой на этом уроке? ( Познакомиться с письменным приемом умножения многозначного числа на однозначное)
- Ребята, снеговик мне тут шепнул на ушко свой секрет. Хотите узнать его?
- Оказывается, что в Скандинавских странах снежных баб использовали в качестве ловушек для злых духов, которые думали, что снежные изваяния – это люди, и вселившись в них, обратно выйти не могут.
IV. Изучение нового материала.
- Вот так, а мы продолжаем. Не случайно вам снеговик подбросил такую снежинку, задание на которой вы не смогли сразу выполнить. Таким образом, он просит у вас помощи. Давайте подумаем, как же нам найти значение этого выражения, что мы должны сначала сделать? (Составить алгоритм)
-Составьте алгоритм, работая в парах.
Алгоритм умножения:
1. Пишу….
2. Умножаю единицы…
3. Умножаю десятки…
4. умножаю сотни…
5. Умножаю единицы тысяч….
6. Умножаю десятки тысяч…
7. Умножаю сотни тысяч…
8. Читаю ответ…
-Молодцы! А теперь нам осталось научить нашего снеговика решать такие примеры.
- Кто желает попробовать себя роли учителя?
№341 (Коллективное выполнение с комментированием у доски)
- Ой, ребята, какие вы молодцы! Вы посмотрите как рад наш гость. От радости он готов и станцевать.
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала
- Ребята, давайте прочитаем задачу в ученике № 344 на с. 78.
-О чем говориться в задаче?
- Что нам известно?
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем найти, сколько центнеров пшеницы отправили на мельницу? Как? (42*10=420 (ц))
- Можем найти сколько ячменя? Как? (420:3= 140 (ц))
-Можем ответить на вопрос задачи? Как? (420-140=280 (ц))
- Молодцы!
- Пока мы решали задачу, Снеговик сообщил, что он совсем недавно был в гостях у Деда Мороза, у которого такой большой дом. Он нарисовал план его дома и приготовил вам задание. Вы готовы его выполнить.
-
Тогда объединитесь в группы и постарайтесь как можно быстрее его выполнить.
- Дом Деда Мороза напоминает форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9м. В доме 6 комнат, жилых только 3 (закрашенные ). Какова жилая площадь в доме у Деда Мороза? (4*9:6*3=18 м2)
Проверка.
VII. Рефлексия
-А сейчас, ребята, я предлагаю нам проверить, как мы освоили письменные приемы умножения.
-Самостоятельное выполнение задания « Проверь себя» (учебник ,с.78). Самопроверка по образцу (эталон)
Ответы: 4263, 96027
- С помощью карточки, покажите свои успехи на уроке.
VIII. Домашнее задание
Обсуждение выполнения домашнего задания
Учебник: №343,348
IX. Подведение итогов урока. Самооценка (карточки гномиков)
-Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что пришлось вспомнить на уроке?
-У кого есть вопросы и кому нужна помощь?
-Где можно использовать эти знания?
- Что показалось сложным на уроке?
-Что понравилось больше всего?