- Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд вида 35 - 7.
- работать над развитием логического мышления, необходимого для «самостоятельного» формулирования темы урока и «открытия» нового знания;
- развивать вычислительные навыки, внимание, память, мышление, речь, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять имеющиеся знания на практике;
г. Рязань 2017г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Слайд 1. Здравствуйте! Ребята, пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте гостей. -Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. - Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. | Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Настраиваются на работу. Пожелание друг другу удачи. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Ребята, вы со мной согласитесь, что? В жизни много интересного, Но пока нам неизвестного… Будем думать и считать, И,конечно, что-то новое будем открывать. Вы готовы к новым открытиям? Значит, вперед, в путь за новыми знаниями! | Да! | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Слайд 2. 1. Посмотрите внимательнона числовой ряд, найди лишнее число: 4 8 12 18 20 24 28 … Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить. Назови следующее число этого ряда Слайд 3. Дополни до круглого числа: 57 78 49 46 Начнём работу в тетради с записи сегодняшнего числа. Классная работа. Слайд 4. 4 .Пробное действие Слайд -Посмотрите на выражения: чем отличаются выражения 1 и 2 столбиков? 26 + 8 = 80 – 28 = 47 + 9 = 35 – 4 = 86 + 7 = 35 – 7 = Решите примеры с с объяснением. | Находят лишнее число, объясняют, почему оно лишнее. Работа с веерами. Открывают тетради, выполняют запись числа. -1 столбик – на сложение, 2 – на вычитание. -Уч- ся выполняют выражения, действуя по алгоритму. 1р.-1выр. 2р.-2 выр. 3р. -3 выр. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Выявление места и причины затруднения. | Решение с объяснением способа действия Почему не получилось выполнить вычитание в последнем выражении? (Если кто-то выполнил, сможете ли вы объяснить способ действия?) | Объясняют свои действия, опираясь на применяемые правила. Мы не знаем правила..... | Коммуникативные: в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) | - Давайте сформулируем тему урока. Сл айд 4. Слайд 5 . - А какую цель мы поставим перед собой? Какие знания помогут нам получить результат? | Прием вычитания вида 35 - 7. -Узнать способ действий при вычитании вида 35 - 7. -сформулировать алгоритм вычитания. -Научиться применять алгоритм 1.Знание состава чисел . 2. Представление числа в виде суммы двух удобных слагаемых 3. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения. Коммуникативные: достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание, планирование, формирование умения ставить учебную задачу урока, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. |
Реализация построенного проекта. | На доске: число 35 представлено счетными палочками. Сколько единиц можно вычесть? Сколько единиц не хватает до 7? Подумайте, как мы можем вычесть еще 2 единицы? Возьмем 1 десяток, развяжем и получим 10 единиц, заберем 2 палочки. Сколько осталось? Давайте выделим шаги, которые мы выполняли 35 – 7 = 28 5 2 Какое число было представлено суммы двух слагаемых? Посмотрим, как выполнено вычитание в учебнике. | Можно вычесть 5 единиц. -2 единицы. -Возьмем 1 десяток, развяжем и получим 10 единиц, заберем 2 палочки. -Осталось 2д. и 8 ед. 1.Вычитаемое 7 представили в виде суммы удобных слагаемых. 2.Сначала вычли первое удобное слагаемое, чтобы получилось круглое число. 3. Затем из круглого числа вычли второе удобное слагаемое. Открывают учебники с.67 № | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение слушать, участие в коллективном обсуждение проблем. |
Первичное закрепление | Какой шаг выполнен первым? Выделите следующие шаги. Значит, мы правильно действовали! №1 стр. 67. Устно объясните друг другу как надо выполнить вычитание. Проверка алгоритма с демонстрацией на доске. Слайд 6. | 1. Вычитаемое 7 представили в виде суммы удобных слагаемых. 2.Сначала вычли первое удобное слагаемое, чтобы получилось круглое число. 3. Затем из круглого числа вычли второе удобное слагаемое. Работают с объяснением в парах. Проговаривание хоровое. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: Задавание вопросов, контролирование действий партнёра, достижение общего решения в совместной деятельности. |
Физкультминутка | Слайд 7. Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно, где деревцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа по учебнику: с. 67 №2. Выберите выражения на новое правило. Какие это выражения? Выполнение выражений с объяснением Кто справился с заданием без ошибок- зеленый сигнал, ошибки – красный. | -Выражения нижней строчки. Уч-ся объясняют способ действий по алгоритму. -Уч-ся сигнализируют о выполнении задания. | Познавательные: Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Включение нового материала в систему знаний и повторение | -Как считаете, где вы еще сможете использовать новые умения? (при решении примеров, задач). -Давайте решим задачу: 1. Задача. Слайд 8 . На полке стояло 33 книги. 7 книг взяли. Сколько книг осталось на полке? Какая это задача? Какое действие выберем для решения задачи? Почему? Запишите решение и ответ. Слайд 9. 2. Задача с недостающими данными. В киоске было … журналов. Когда несколько журналов продали, в киоске осталось 7 журналов. Сколько журналов продали? – Можем ли решить задачу? – Дополните задачу таким числом, чтобы при решении использовался новый прием вычисления. | 1 ученик работает у доски. Простая. Вычитание. Дети работают сам-но, один записывает решение на доске. Дети дополняют условие и решают задачу. | Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Домашнее задание | - Какую цель ставили в начале урока? Какие получили результаты? -Узнали способ действий при вычитании вида 35-7? --Сформулировали алгоритм вычитания вида 35-7? -Научились применять алгоритм? С. 67 №4,7; выучить алгоритм. Оцените свою работу. Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? Прозвенел, дружок, голосистый звонок. Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо! Поблагодарим за внимание наших гостей! Урок окончен. Всем спасибо! | -Узнать способ действий при вычитании вида 35 - 7. -сформулировать алгоритм вычитания вида 35-7. -Научиться применять алгоритм -Узнали способ действий при вычитании вида 35-7. Сформулировали алгоритм вычитания вида 35-7. -Научились применять алгоритм. Оценивают свою работу , Все понятно,получилось – зеленый сигнал, Понятно, но ошибки были – желтый. Не понял – красный. | Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению), самоопределение, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности. Познавательные: Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности. |