Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер
Что такое «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Читательская грамотность
• потребность в читательской деятельности с целью
успешной социализации, дальнейшего
образования, саморазвития;
• готовность к смысловому чтению – восприятию
письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и
обобщению представленной в них информации;
• способность извлекать необходимую информацию
для ее преобразования в соответствии с учебной
задачей; ориентироваться с помощью различной
текстовой информации в жизненных ситуациях.
У развитого читателя должны быть сформированы:
• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
• умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Проблемы читательской грамотности российских школьников
Недостаточно владеют
смысловым чтением.
- низкая потребность в самостоятельном чтении;
- зависимость от уровня культуры семьи;
- ограниченность круга чтения;
- замена чтения компьютером, общением в Интернете.
Виды чтения:
*просмотровое
*ознакомительное
*поисковое
*изучающее
Приём «Верите ли вы…» (-+)
- Причастие - это самостоятельная часть речи.
- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Причастия могут быть действительными и страдающими.
- Действительные причастия могут иметь краткую форму.
- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом
Реставрация текста
- Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая на вопросы ----------------------------------------------------------------------------
- Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------
- Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------- , В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ---------------------------
- По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------
-
Слепая схема
Приём «Закончи тезис»
- Слова строятся из… (морфем).
- Морфема – это часть… (слова).
- Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание).
- В корне заключено основное… (значение слова).
- Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла).
Задания на понимание главной мысли текста
- Текст
- Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (притча).
Задания:
- 1) Определите тип речи текста. (Рассуждение)
- 2) Сформулируйте и запишите тезис. (Не в деньгах счастье)
- 3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.
- 1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.
- 4) Проанализируйте информацию в обеих колонках
Ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги?
Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее
- Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).
Задания:
- 1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).
- 2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.
- 3) Перескажите текст с опорой на кластер.
Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.
- Текст
- Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!
- Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.
Задания:
- 1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.
- Название животного
- Размер
- Вес
- Биение сердца
- Сила звука
- Место обитания
- Причина места обитания
Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом».
В.А. Сухомлинский