СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в читательской деятельности с целью успешной  социализации,  дальнейшего образования, саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,  а тот, кто не научился при этом учиться.  Э.Тоффлер

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер

Что такое  «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»? Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Что такое «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Читательская грамотность  •  потребность в читательской деятельности с целью успешной  социализации,  дальнейшего образования, саморазвития; •  готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; •  способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская грамотность

• потребность в читательской деятельности с целью

успешной социализации, дальнейшего

образования, саморазвития;

• готовность к смысловому чтению – восприятию

письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и

обобщению представленной в них информации;

• способность извлекать необходимую информацию

для ее преобразования в соответствии с учебной

задачей; ориентироваться с помощью различной

текстовой информации в жизненных ситуациях.

 У развитого  читателя должны  быть сформированы:  •  умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; •  умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

У развитого читателя должны быть сформированы:

умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

• умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Проблемы читательской грамотности  российских школьников   Недостаточно владеют смысловым чтением. - низкая  потребность в самостоятельном чтении; -  зависимость от уровня культуры семьи; ограниченность круга чтения; замена чтения компьютером, общением в Интернете.

Проблемы читательской грамотности российских школьников

Недостаточно владеют

смысловым чтением.

- низкая потребность в самостоятельном чтении;

- зависимость от уровня культуры семьи;

  • ограниченность круга чтения;
  • замена чтения компьютером, общением в Интернете.

Виды чтения:  *просмотровое  *ознакомительное  *поисковое  *изучающее

Виды чтения:

*просмотровое

*ознакомительное

*поисковое

*изучающее

Приём «Верите ли вы…» (-+) Причастие - это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом

Приём «Верите ли вы…» (-+)

  • Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Причастия могут быть действительными и страдающими.
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом
Реставрация текста Имя прилагательное  — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая  на вопросы ---------------------------------------------------------------------------- Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------ Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------- , В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве --------------------------- По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------  

Реставрация текста

  • Имя прилагательное  — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------------------------ отвечающая на вопросы ----------------------------------------------------------------------------
  • Имена прилагательные изменяются по ------------------------------------------------------
  • Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------- , В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве ---------------------------
  • По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----------------------------------------------------
  •  
Слепая схема

Слепая схема

Приём «Закончи тезис»   Слова строятся из… (морфем). Морфема – это часть… (слова). Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание). В корне заключено основное… (значение слова). Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла).

Приём «Закончи тезис»

  • Слова строятся из… (морфем).
  • Морфема – это часть… (слова).
  • Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание).
  • В корне заключено основное… (значение слова).
  • Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла).
Задания на понимание главной мысли текста   Текст Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (притча).

Задания на понимание главной мысли текста

  • Текст
  • Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто, ибо за деньги можно купить мягкую постель, но не крепкий сон; вкусную еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. (притча).
Задания:   1) Определите тип речи текста.  (Рассуждение) 2) Сформулируйте и запишите тезис.  (Не в деньгах счастье) 3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу. 1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги. 4) Проанализируйте информацию в обеих колонках

Задания:

  • 1) Определите тип речи текста.  (Рассуждение)
  • 2) Сформулируйте и запишите тезис.  (Не в деньгах счастье)
  • 3)Какие доказательства приводятся для подтверждения этой мысли? Заполните таблицу.
  • 1 колонка: Можно купить за деньги. 2 колонка: Нельзя купить за деньги.
  • 4) Проанализируйте информацию в обеих колонках
Ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? 

Ответьте на вопрос: так что же важно в жизни, если не деньги? 

Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее   Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).

Задания на умение извлекать информацию из текста и группировать и моделировать ее

  • Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).
Задания: 1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам:

Задания:

  • 1) Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).
  • 2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.
  • 3) Перескажите текст с опорой на кластер.
Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.   Текст Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту! Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.

Задания на умение извлекать информацию и интерпретировать её.

  • Текст
  • Голубые киты не только самые крупные, но и самые громкие животные. Кит может произвести звук, равный ста восьмидесяти восьми децибелам. А сердце голубого кита бьётся 9 раз в минуту!
  • Вес синего кита сто пятьдесят тонн. Почему самое большое животное живёт именно в воде? Потому что на суше кит погиб бы под тяжестью собственного тела.
Задания: 1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките. Название животного Размер Вес Биение сердца Сила звука Место обитания Причина места обитания

Задания:

  • 1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о ките.
  • Название животного
  • Размер
  • Вес
  • Биение сердца
  • Сила звука
  • Место обитания
  • Причина места обитания
Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы

Напишите изложение по тексту, используя только информацию из таблицы

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом».

В.А. Сухомлинский