«Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д. Ушинский
Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет обучающий характер, который используют ученики при изучении всех учебных предметов. Значит, нужна целенаправленная работа над развитием навыков чтения.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость (скорость чтения) сознательность, выразительность.
Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Каждая деятельность школьника базируется на чтении – правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем. Особенно актуально это сейчас, когда в современном мире альтернативой книге стали телефон и компьютер.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретённые знания для решения личных и социальных жизненных задач.
Уверенное владение навыком чтения – одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Отмечу слабые стороны сегодняшних школьников: дети имеют низкую скорость чтения, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении, затрудняются кратко пересказать содержание.
Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого).
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст.
Тихон Георгиевич Егоров (советский психолог и педагог, доктор педагогических наук (1942), профессор, известный специалист в области чтения) выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
Овладение звукобуквенными обозначениями.
Послоговое чтение.
Становление синтетических приемов чтения.
Синтетическое чтение.
Овладение звукобуквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Существует 4 основных качества навыка чтения:
Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.
В прошлом учебном году я набрала 1 класс. В классе 34 обучающихся. После того как дети моего класса овладели звукобуквенными обозначениями, послоговым чтением, и на конечном этапе становления синтетических приемов чтения, я провела первую проверку сформированного на тот момент навыка чтения. Результаты получились следующие:
Беглость чтения (средний показатель по классу – 25 сл/мин)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Сл. | 17 | 32 | 22 | 24 | 26 | 30 | 31 | 29 | 31 | 25 | 20 | 23 | 28 | 25 | 27 | 31 | 22 |
№ | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Сл. | 19 | 20 | 20 | 24 | 28 | 25 | 23 | 20 | 25 | 26 | 23 | 22 | 23 | 20 | 26 | 25 | 20 |
Сознательность – 83% класса
Правильность – 60% класса
Подводя, результаты проверки навыка чтения, мной были сделаны соответствующие выводы. Нужно было искать эффективные методы и приемы, чтобы повысить сознательность и правильность чтения, а с ними и темп чтения.
Какие же существуют пути, методы, приёмы, позволяющие учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов?
Не существует каких-то универсальных приемов формирования навыка чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики. Остановлюсь на некоторых из них, которые использую в своей работе:
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи. Здесь использую пока следующие приёмы:
1) ответы на вопросы;
2) составление вопросов к тексту: вопросы требующие односложного ответа и вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Составление вопросов ребятам даются с большим трудом. Вопросы, требующие размышления формулирую пока я. Вопросы репродуктивного характера находятся в стадии формирования.
3) пересказы, но пока только по вопросам, по плану (картинному).
Выразительность чтения. Прежде чем спросить ребенка выразительно прочитать текст, убеждаюсь в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил сам эти события, поставил себя на место героев, представил ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.
Для этого использую следующие приёмы:
1) образец чтения учителя (читаю сама);
2) работа с партитурой текста: учу ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой; учу ставить паузы, определять интонацию голоса: повышение голоса, понижение, монотонность.
Беглость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь зависит умственная работоспособность. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту.
Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения использую работу со слоговыми таблицами (Приложение 2), упражнение «Художник-грамотей» (Приложение 3), а также чтение скороговорок и чистоговорок. В 2015 году мной и моей ученицей был составлен сборник чистоговорок в картинках и скороговорок. Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним. Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.
Этот сборник я всегда использую в своей работе.
В работе над правильностью дыхания провожу следующие упражнения (Приложение 4):
1. «Задуйте свечу»
2. «Сдерживание дыхания»
3. «В цветочном магазине»
4. «В лифте»
Для формирования устойчивых навыков чтения использую методики известных педагогов.
Методика Эдигея В.Б. (Приложение 5)
Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Очень эффективно применение данной методики с использованием ИКТ.
Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева.
жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу);
чтение парами (в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.);
чтение перед сном дома (хорошо откладывается в памяти)
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
Упражнение «Молния». Заключается оно в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы трава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал
оасолнцетиоьстолпои
киноыаелмухаорлфсыропрмама
рпмашина
Мяч, слон, облако, дом
м | р | о | д | б | я | щ | ъ |
ь | т | а | ы | ю | с | д | в |
о | е | н | м | я | ч | ф | И |
в | м | ш | п | у | к | л | е |
д | с | л | о | н | й | к | ч |
ф | т | с | м | в | д | о | м |
г | и | ж | ю | з | н | д | р |
п | щ | о | б | л | а | к | о |
После применения, описанных выше методов и приемов формирования навыка чтения, провела проверку навыка чтения. Результаты получились следующие:
Беглость чтения (средний показатель по классу – 43 сл/мин)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Сл. | 17 | 32 | 22 | 24 | 26 | 30 | 31 | 29 | 31 | 25 | 20 | 23 | 28 | 25 | 27 | 31 | 22 |
Сл. | 26 | 57 | 49 | 53 | 65 | 60 | 59 | 40 | 73 | 44 | 43 | 58 | 83 | 40 | 85 | 87 | 81 |
№ | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Сл. | 19 | 20 | 20 | 24 | 28 | 25 | 23 | 20 | 25 | 26 | 23 | 22 | 23 | 20 | 26 | 25 | 20 |
Сл. | 38 | 40 | 35 | 53 | 89 | 76 | 53 | 31 | 71 | 44 | 65 | 45 | 42 | 37 | 67 | 71 | 36 |
Сознательность – 100 % класса
Правильность – 78 % класса
Из полученных результатов можно сделать вывод, что систематическое использование выбранных приемов, упражнений, методик можно добиться положительных результатов формирования навыка чтения.
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать | Вопросы, требующие однословного ответа |
-Объясните, почему…? -Почему вы считаете…? -В чём различие…? -Предположите, что будет, если…? -На что похоже…? | -Кто? Что? -Когда? Может…? -Будет…? Мог ли…? -Было ли…? Согласны ли вы…? -Верно ли? |
СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Соединить попарно (в любом направлении) только те точки, из слогов которых можно составить двусложные слова.
Один и тот же слог может участвовать в составлении нескольких слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ДЫХАНИЯ
«Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
«Сдерживание дыхания». Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.
«В цветочном магазине». Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
«В лифте». Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«МЕТОД ЭДИГЕЯ»
Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
АБОСАК – СОБАКА
НОКЬ – КОНЬ
ШОККА – КОШКА
БАРЗУ – АРБУЗ
душДека пилку кувну дапорок.
Д
едушка купил внуку подарок.
Упражнение «Пирамида»
пла *кат
гнез * до
паш * тет
ли * вень
ло * шадь
мор * ковь
тет * радь
ма*ма
ке * ды
ар * ка
бу * сы
ре * ка
во * да
оч * ки
ды * ня
пу * ля