СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы организации рефлексии на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок географии в условиях реализации ФГОС ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты. В своей статье я продемонстрирую некоторые приёмы рефлексии, которые  применяю на заключительном этапе уроков   географии.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы организации рефлексии на уроках географии в условиях реализации ФГОС.»

Приёмы организации рефлексии

на уроках географии

в условиях реализации ФГОС.


Начать своё выступление хочу с просмотра

небольшого отрывка из известной детской сказки

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери


- Тогда суди сам себя, - сказал король.

- Это самое трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр.




Современный урок географии в условиях реализации ФГОС ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.



Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.


С целью включения учащихся в рефлексивную деятельность я создаю условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы; обеспечиваю понимание обучающимися собственных барьеров, затруднений в учебно- познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.


Рефлексия может осуществляться на любом его этапе. 


В своём выступлении я продемонстрирую некоторые приёмы рефлексии, которые применяю на заключительном этапе уроков географии.


Рефлексия настроения и эмоционального состояния


1. Продолжи предложение.


2. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…





я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…


3. Заполни карточку.


4. «Собери корзину». В конце урока учащимся предлагаю выбрать те суждения, которые отражают его состояние на уроке.


5. «Три лица»

Я показываю учащимся карточки с изображением нескольких лиц: веселого, злого и грустного.

Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению.



6. «Лесенка успеха»

Демонстрирую слайд с изображением лестницы успеха и предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке, поместив изображение человечка (себя) на соответствующую ступеньку лесенки:

  • не понял

  • немного понял

  • понял

  • хорошо понял

  • отлично понял


7. «Рисуем настроение»

Учащимся предлагаю в конце урока сравнить своё настроение с образом какого-либо животного, растения, предмета, нарисовать его и объяснить словами.

8. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения.

«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».


Письменные формы рефлексии


9. Анкета.

В конце урока ребятам предлагаю заполнить небольшую анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Фамилия ученика /класс



1. На уроке я работал


активно / пассивно


2. Своей работой на уроке я


доволен / не доволен


3. Урок для меня показался


коротким / длинным


4. За урок я


не устал / устал


5. Мое настроение


стало лучше / стало хуже


6. Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен






10. Для анализа динамики собственных образовательных результатов предлагаю

«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________


Вид задания

Отметка











Творческие формы рефлексии


11 . Эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему.

Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определённому вопросу.


12. "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

География
Интересная, познавательная
Сочиняли, читали, повторяли
Быстро прошел урок
Ура!




12. «Диаманта»

Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Полезным для работы с понятиями, противоположными по значению.

1,7 строчки – существительные антонимы

2- два прилагательных к 1 существительному

3- три глагола к первому существительному

4- два словосочетания с существительными

5-три глагола ко второму существительному

6 – два прилагательных ко второму существительному.



13. Телеграмма - это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Задание: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу, учителю, герою произведения, себе.



14. "Благодарю…".

В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.



15. «Релаксация».


Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего педсовета.

Я рада, что на протяжении всего моего выступления вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто внимательно слушал меня 9кому понравилось моё выступление)– улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.



Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.