Приёмы организации рефлексии
на уроках географии
в условиях реализации ФГОС.
Начать своё выступление хочу с просмотра
небольшого отрывка из известной детской сказки
«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери
- Тогда суди сам себя, - сказал король.
- Это самое трудное.
Себя судить куда трудней, чем других.
Если ты сумеешь правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр.
Современный урок географии в условиях реализации ФГОС ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
С целью включения учащихся в рефлексивную деятельность я создаю условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы; обеспечиваю понимание обучающимися собственных барьеров, затруднений в учебно- познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.
Рефлексия может осуществляться на любом его этапе.
В своём выступлении я продемонстрирую некоторые приёмы рефлексии, которые применяю на заключительном этапе уроков географии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. Продолжи предложение.
2. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
3. Заполни карточку.
4. «Собери корзину». В конце урока учащимся предлагаю выбрать те суждения, которые отражают его состояние на уроке.
5. «Три лица»
Я показываю учащимся карточки с изображением нескольких лиц: веселого, злого и грустного.
Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
6. «Лесенка успеха»
Демонстрирую слайд с изображением лестницы успеха и предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке, поместив изображение человечка (себя) на соответствующую ступеньку лесенки:
не понял
немного понял
понял
хорошо понял
отлично понял
7. «Рисуем настроение»
Учащимся предлагаю в конце урока сравнить своё настроение с образом какого-либо животного, растения, предмета, нарисовать его и объяснить словами.
8. «Острова».
На доске или у каждого ученика карта настроения.
«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».
Письменные формы рефлексии
9. Анкета.
В конце урока ребятам предлагаю заполнить небольшую анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Фамилия ученика /класс | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
| |
10. Для анализа динамики собственных образовательных результатов предлагаю
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Творческие формы рефлексии
11 . Эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему.
Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определённому вопросу.
12. "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на основе изученного материала.
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
География
Интересная, познавательная
Сочиняли, читали, повторяли
Быстро прошел урок
Ура!
12. «Диаманта»
Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Полезным для работы с понятиями, противоположными по значению.
1,7 строчки – существительные антонимы
2- два прилагательных к 1 существительному
3- три глагола к первому существительному
4- два словосочетания с существительными
5-три глагола ко второму существительному
6 – два прилагательных ко второму существительному.
13. Телеграмма - это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Задание: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу, учителю, герою произведения, себе.
14. "Благодарю…".
В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
15. «Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего педсовета.
Я рада, что на протяжении всего моего выступления вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто внимательно слушал меня 9кому понравилось моё выступление)– улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.