СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы организации рефлексии на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении представлены приёмы рефлексии, применяемые на заключительном этапе урока географии в школе 8 вида. 

Современный урок географии в условиях реализации ФГОС ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.

Просмотр содержимого документа
«доклад»

Приёмы организации рефлексии

на уроках географии

в условиях реализации ФГОС.


Начать своё выступление хочу с просмотра

небольшого отрывка из известной детской сказки

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери


- Тогда суди сам себя, - сказал король.

- Это самое трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр.



Современный урок географии в условиях реализации ФГОС ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.


Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.


С целью включения учащихся в рефлексивную деятельность я создаю условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы; обеспечиваю понимание обучающимися собственных барьеров, затруднений в учебно- познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.


Рефлексия может осуществляться на любом его этапе. 


В своём выступлении я продемонстрирую некоторые приёмы рефлексии, которые применяю на заключительном этапе уроков географии.


Рефлексия настроения и эмоционального состояния


1. Продолжи предложение.


2. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…





я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…


3. Заполни карточку.


4. «Собери корзину». В конце урока учащимся предлагаю выбрать те суждения, которые отражают его состояние на уроке.


5. «Три лица»

Я показываю учащимся карточки с изображением нескольких лиц: веселого, злого и грустного.

Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению.



6. «Лесенка успеха»

Демонстрирую слайд с изображением лестницы успеха и предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке, поместив изображение человечка (себя) на соответствующую ступеньку лесенки:

  • не понял

  • немного понял

  • понял

  • хорошо понял

  • отлично понял


7. «Рисуем настроение»

Учащимся предлагаю в конце урока сравнить своё настроение с образом какого-либо животного, растения, предмета, нарисовать его и объяснить словами.

8. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения.

«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».


Письменные формы рефлексии


9. Анкета.

В конце урока ребятам предлагаю заполнить небольшую анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Фамилия ученика /класс



1. На уроке я работал


активно / пассивно


2. Своей работой на уроке я


доволен / не доволен


3. Урок для меня показался


коротким / длинным


4. За урок я


не устал / устал


5. Мое настроение


стало лучше / стало хуже


6. Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен






10. Для анализа динамики собственных образовательных результатов предлагаю

«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________


Вид задания

Отметка











Творческие формы рефлексии


11 . Эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему.

Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определённому вопросу.


12. "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

География
Интересная, познавательная
Сочиняли, читали, повторяли
Быстро прошел урок
Ура!




12. «Диаманта»

Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Полезным для работы с понятиями, противоположными по значению.

1,7 строчки – существительные антонимы

2- два прилагательных к 1 существительному

3- три глагола к первому существительному

4- два словосочетания с существительными

5-три глагола ко второму существительному

6 – два прилагательных ко второму существительному.



13. Телеграмма - это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Задание: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу, учителю, герою произведения, себе.



14. "Благодарю…".

В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.



15. «Релаксация».


Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего педсовета.

Я рада, что на протяжении всего моего выступления вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто внимательно слушал меня 9кому понравилось моё выступление)– улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.



Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


























































2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно










12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.








Плюс

Минус

Интересно


















Анкета.



Фамилия ученика /класс



1. На уроке я работал


активно / пассивно


2. Своей работой на уроке я


доволен / не доволен


3. Урок для меня показался


коротким / длинным


4. За урок я


не устал / устал


5. Мое настроение


стало лучше / стало хуже


6. Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен








«Лист самоконтроля»

Фамилия, имя ученика_____________________________



Вид задания

Отметка

Викторина по изученной теме


Работа с картой


Чтение параграфа


Решение кроссворда


Выполнение заданий в контурной карте


Тест














 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

·         Рефлексия деятельности

·         Рефлексия содержания учебного материала



Просмотр содержимого презентации
«педсовет»