Приемы работы с хронологическим материалом:
• на этапе изучения нового материала.
1) Игра «Хронологическое лото».
2) Решение хронологической задачи.
3) Образное описание времени главного исторического события.
• на этапе первичного закрепления.
4) Решение хронологической задачи.
5) Повторение дат по памяти.
6) Составление хронологического комплекса (иллюстрация события).
на этапе повторения и систематизации нового материала.
7) Составление хронологической таблицы.
8) Хронологический диктант.
9) Повторительно-обобщающая беседа.
• на этапе организации домашнего задания.
10) Подготовка аппликации с изображением опорной даты темы.
11) Заучивание новых дат.
12) Образное описание времени главного события темы.
• на этапе актуализации ранее полученных знаний и умений.
13) Тест с выбором ответов на вопрос «Когда произошли эти события?».
14) Хронологический диктант.
15) Эвристическая беседа по хронологической таблице актуализируемой темы.
Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, в которых называются единицы времени. Например:
«Век живи — век учись», «Год на год не приходится», «Март- с водой апрель — с травой, а май — с цветами», «Не суйся, середа, раньше четверга», «Делу — время, а потехе — час».
Можно ли на линии времени в начале летосчисления по любому календарю поставить «0»?
Как в случае отрицательного ответа вы решите, например, такую задачу: «В 60 г. до н.э. в римской семье родился ребенок, которому суждено было прожить 60 лет. В каком году умер этот человек?»
Типы стандартных хронологических задач
На основе предложенных данных составьте условия и решите задачи.
1. Сколько лет назад это было?
2. На сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?
3. Сколько лет продолжалось....?
4. В каком году произошло событие, если это случилось ... лет назад?
Упражнения
«В 70 г. до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги? Какой столб старше: первый или тот, что простоял у дороги 2234 года? В каком году был поставлен второй столб?» 9 Придумайте и решите свои задачи с реальными историческими сюжетами.
Нестандартные хронологические задачи
Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.
1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?
2. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?
3. Подсчитайте год своего рождения по всем известным вам календарям, например: 1958 г. — от Рождества Христова, 7466 г. — от сотворения мира и т.д.
Хронологические уравнения
1) [Год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн — год разгрома Непобедимой Армады+ год образования государства у франков]: 4 =? (год и событие) 2) [Год победы Вильгельма Нормандского у Гастингса + год бегства пророка Мухаммеда в Медину]: 2 — 1 = (год и событие) 3) Как связаны между собой следующие события? В письменной форме вырази их отношения с помощью знаков: = события аналогичны, тождественны;
события противоположны по своему содержанию или по- следствиям;
— события находятся между собой в причинно-следственных. отношениях.
3118 г. до н.э. и 2040 г. до н.э.; 1085 г. до н.э. и 525 г. до н.э (Древний Египет);
1147 и 1238; 1223 и 1238 — 1242 (Русское государство) ... 1099 и 1204; 476 и 800 (Западная Европа) ...
Задания на диагностику сформированности хронологических знаний и умений
1. Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. В каком году это произошло?
а) В 1853г.; б) в 1854 r. в) в 1855 г.
2. Где русская армия в 1849 году участвовала в подавлении революционных выступлений?
а) В Пруссии; б) во Франции; в) в Венгрии.
3. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей были со- временниками?
а) П.чаадаев и Н.Бердяев;
б) А. Герцен и В. Белинский; в) М.Бакунин и Н.Новиков.
4. Какое событие произошло в царствование Николая 1?
а) Создание 1 Интернационала и выход в свет «Манифеста Коммунистической партии»;
б) гражданская война в США;
в) создание Священного союза.
5 Соотнесите явления с хронологическими рамками
* Бронзовый век, Медный век , Антропогенез
*более двух миллионов лет назад, около 300 тысяч лет назад, 300 — 200 тысяч лет назад,
6 Гласность была одним из символов Российской империи в период:
а) 1801 — 1804 гг.; б) 1825-1830 гг.; в) 1856 — 1861 гг.
7. Расставьте перечисленные ниже события в хронологической последовательности:
«Февральская революция и двоевластие». ...
1. Начало народных выступлений.
2. Окончательный переход войск на сторону восставших. .
3. Перерастание волнений во всеобщую стачку.
4. Первые столкновения с полицией.
5. Совместное заседание Городской и Государственной Дум.
8. Определите принцип образования хронологического ряда и/или продолжите ряд в заданной последовательности: 1761 — 1762, 1762 — 1796, 1796 — 1801...
9. Отметьте цифрами, что из ниже перечисленного появилось: 1 — в бронзовом веке; 2 — в ледниковом периоде; 3— в неолите; 4 — в палеолите.
Составные орудия труда — ..., домашние животные — ..., заготовка мяса впрок — ..., керамика — ..., лук — ..., огонь — ..., приручение лошади — ..., растениеводство —..., охота — ..., формирование языковых групп — ....
10. Вставьте пропущенные в тексте даты.
Задания на определение оптимальных способов формирования хронологических знаний и умений
1. Определите, какие из предложенных ниже заданий эффективнее других способствуют формированию у школьников:
• умения устанавливать длительность и последовательность исторических событий.
1) Назовите даты крупнейших побед Александра Македонскоro во время его похода на Восток.
2) Составьте «Календарь важнейших сражений», проведенных Александром Македонским в Восточном походе.
3) На линии времени отметьте даты основных сражений Александра Македонского во время похода на Восток. Придумайте и решите хронологическую задачу на эту тему.
• умения соотносить даты национальной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.
4) Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России после Смуты.
5) Составьте синхронистическую таблицу «Россия, Восток и Запад в начале XVII в.»
6) Установите, кто был современником первого царя из династии Романовых в западноевропейских и восточных странах.
• умения группировать исторические события вокруг определенных дат.
7) Подумайте, есть ли связь между Соляным бунтом и другими народными волнениями и Соборным уложением 1649 г. Свой ответ аргументируйте.
8) Расскажите о Соборном уложении 1649 г. Какие статьи Уложения имели наибольшее значение для судеб России? 9) Составьте смысловой план, раскрывающий причины на- родных волнений в середине XVII века.
• умения устанавливать хронологические рамки исторических периодов, соотносить отдельные факты с определенными периодами истории.
9) Объясните, почему история средних веков делится на три 3 периода.
11) Рассмотрите таблицу «Три периода истории средних веков» по вертикалям. Выясните, какие изменения в хозяйстве происходили в течение трех периодов. Как менялось положение классов и основных слоев населения? Какие изменения произошли в устройстве государства и в культуре?