СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с хронологическим материалом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по использованию на уроках истории хронологического материала.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с хронологическим материалом»

Приемы работы с хронологическим материалом:

• на этапе изучения нового материала.

1) Игра «Хронологическое лото».

2) Решение хронологической задачи.

3) Образное описание времени главного исторического события.

• на этапе первичного закрепления.

4) Решение хронологической задачи.

5) Повторение дат по памяти.

6) Составление хронологического комплекса (иллюстрация события).

на этапе повторения и систематизации нового материала.

7) Составление хронологической таблицы.

8) Хронологический диктант.

9) Повторительно-обобщающая беседа.

• на этапе организации домашнего задания.

10) Подготовка аппликации с изображением опорной даты темы.

11) Заучивание новых дат.

12) Образное описание времени главного события темы.

• на этапе актуализации ранее полученных знаний и умений.

13) Тест с выбором ответов на вопрос «Когда произошли эти события?».

14) Хронологический диктант.

15) Эвристическая беседа по хронологической таблице актуализируемой темы.

Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, в которых называются единицы времени. Например:

«Век живи — век учись», «Год на год не приходится», «Март- с водой апрель — с травой, а май — с цветами», «Не суйся, середа, раньше четверга», «Делу — время, а потехе — час».

Можно ли на линии времени в начале летосчисления по любому календарю поставить «0»?

Как в случае отрицательного ответа вы решите, например, такую задачу: «В 60 г. до н.э. в римской семье родился ребенок, которому суждено было прожить 60 лет. В каком году умер этот человек?»

Типы стандартных хронологических задач

На основе предложенных данных составьте условия и решите задачи.

1. Сколько лет назад это было?

2. На сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?

3. Сколько лет продолжалось....?

4. В каком году произошло событие, если это случилось ... лет назад?

Упражнения

«В 70 г. до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги? Какой столб старше: первый или тот, что простоял у дороги 2234 года? В каком году был поставлен второй столб?» 9 Придумайте и решите свои задачи с реальными историческими сюжетами.

Нестандартные хронологические задачи

Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.

1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?

2. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?

3. Подсчитайте год своего рождения по всем известным вам календарям, например: 1958 г. — от Рождества Христова, 7466 г. — от сотворения мира и т.д.

Хронологические уравнения

1) [Год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн — год разгрома Непобедимой Армады+ год образования государства у франков]: 4 =? (год и событие) 2) [Год победы Вильгельма Нормандского у Гастингса + год бегства пророка Мухаммеда в Медину]: 2 — 1 = (год и событие) 3) Как связаны между собой следующие события? В письменной форме вырази их отношения с помощью знаков: = события аналогичны, тождественны;

события противоположны по своему содержанию или по- следствиям;

— события находятся между собой в причинно-следственных. отношениях.

3118 г. до н.э. и 2040 г. до н.э.; 1085 г. до н.э. и 525 г. до н.э (Древний Египет);

1147 и 1238; 1223 и 1238 — 1242 (Русское государство) ... 1099 и 1204; 476 и 800 (Западная Европа) ...

Задания на диагностику сформированности хронологических знаний и умений

1. Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. В каком году это произошло?

а) В 1853г.; б) в 1854 r. в) в 1855 г.

2. Где русская армия в 1849 году участвовала в подавлении революционных выступлений?

а) В Пруссии; б) во Франции; в) в Венгрии.

3. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей были со- временниками?

а) П.чаадаев и Н.Бердяев;

б) А. Герцен и В. Белинский; в) М.Бакунин и Н.Новиков.

4. Какое событие произошло в царствование Николая 1?

а) Создание 1 Интернационала и выход в свет «Манифеста Коммунистической партии»;

б) гражданская война в США;

в) создание Священного союза.

5 Соотнесите явления с хронологическими рамками

* Бронзовый век, Медный век , Антропогенез

*более двух миллионов лет назад, около 300 тысяч лет назад, 300 — 200 тысяч лет назад,

6 Гласность была одним из символов Российской империи в период:

а) 1801 — 1804 гг.; б) 1825-1830 гг.; в) 1856 — 1861 гг.

7. Расставьте перечисленные ниже события в хронологической последовательности:

«Февральская революция и двоевластие». ...

1. Начало народных выступлений.

2. Окончательный переход войск на сторону восставших. .

3. Перерастание волнений во всеобщую стачку.

4. Первые столкновения с полицией.

5. Совместное заседание Городской и Государственной Дум.

8. Определите принцип образования хронологического ряда и/или продолжите ряд в заданной последовательности: 1761 — 1762, 1762 — 1796, 1796 — 1801...

9. Отметьте цифрами, что из ниже перечисленного появилось: 1 — в бронзовом веке; 2 — в ледниковом периоде; 3— в неолите; 4 — в палеолите.

Составные орудия труда — ..., домашние животные — ..., заготовка мяса впрок — ..., керамика — ..., лук — ..., огонь — ..., приручение лошади — ..., растениеводство —..., охота — ..., формирование языковых групп — ....

10. Вставьте пропущенные в тексте даты.

Задания на определение оптимальных способов формирования хронологических знаний и умений

1. Определите, какие из предложенных ниже заданий эффективнее других способствуют формированию у школьников:

• умения устанавливать длительность и последовательность исторических событий.

1) Назовите даты крупнейших побед Александра Македонскоro во время его похода на Восток.

2) Составьте «Календарь важнейших сражений», проведенных Александром Македонским в Восточном походе.

3) На линии времени отметьте даты основных сражений Александра Македонского во время похода на Восток. Придумайте и решите хронологическую задачу на эту тему.

• умения соотносить даты национальной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.

4) Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России после Смуты.

5) Составьте синхронистическую таблицу «Россия, Восток и Запад в начале XVII в.»

6) Установите, кто был современником первого царя из династии Романовых в западноевропейских и восточных странах.

• умения группировать исторические события вокруг определенных дат.

7) Подумайте, есть ли связь между Соляным бунтом и другими народными волнениями и Соборным уложением 1649 г. Свой ответ аргументируйте.

8) Расскажите о Соборном уложении 1649 г. Какие статьи Уложения имели наибольшее значение для судеб России? 9) Составьте смысловой план, раскрывающий причины на- родных волнений в середине XVII века.

• умения устанавливать хронологические рамки исторических периодов, соотносить отдельные факты с определенными периодами истории.

9) Объясните, почему история средних веков делится на три 3 периода.

11) Рассмотрите таблицу «Три периода истории средних веков» по вертикалям. Выясните, какие изменения в хозяйстве происходили в течение трех периодов. Как менялось положение классов и основных слоев населения? Какие изменения произошли в устройстве государства и в культуре?