сравнивать выражения, находить периметр четырехугольника; применять правила сложения и вычитания при устных
вычислениях.
- учебник М.И. Моро «Математика 2 класс», 1 часть;
- электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика 2 класс»
Этап урока | Фомы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) (2 мин) | Словесная, фронтальная | - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вам сегодня на уроке математики предстоит вместе преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь. | Ученики слушают учителя и выполняют его поручения. | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. Вводная беседа ( 3 мин) | Словесная, фронтальная | - Как вы думаете, нужно ли вам изучать математику? - Где в повседневной жизни вы встречались с математикой? - В магазине, когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире. Измеряем, сколько нужно обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить, сколько километров проехали. - Математика нужна во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став взрослыми, не может обойтись без знания математики. Строителю она нужна, чтобы рассчитать, сколько материалов нужно для строительства здания; врачу, чтобы рассчитать норму лекарства или создать новое лекарство от всех болезней; инженеру, чтобы создать новую совершенную машину, фермеру, чтобы знать, сколько корма потребуется на зиму животным, которых он выращивает. Без математики не может обойтись ни одна наука: ни химия, ни физика, ни астрономия. (Слайд 2) - Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник, М. В. Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит». - Ну, что ж, будем приводить свой ум в порядок? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места. | Личностные УУД: самоопределение обучающихся к учебной деятельности. Регулятивные УУД: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности. |
3. Актуализация знаний ( 4 мин) | Словесная, фронтальная, групповая, индивидуальная | 1. Дополните до круглого числа: 17, 38, 54, 60, 82. (Слайд 3) 2. Выполнение заданий на повторение состава чисел первого десятка. (Слайд 4) Разбейте числа на части: 9, 8, 7, 6. 3. Вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой. 3 + 8 + 2 27 + 3 + 5 6 + 4 + 3 17 + 8 + 2 (Слайд 5) -Проверьте с доски. В оценочных листах в задании № 1 оцените себя. (Слайд 6) Повторение изученных приемов вычисления. (Слайд 7) | Дети объясняют решение примеров, используя правила: единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками; единицы вычитаем из единиц, десятки вычитаем из десятков. Пишут математический диктант; Решают задачи. Отвечают на вопросы. Участвуют в учебном диалоге. Выдвигают гипотезы. Выполняют в тетрадях. Самопроверка с доски. Работа в парах. | Регулятивные УУД: умение ориентироваться в типах задач. Познавательные УУД: умение устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; умение на основе сравнения фигур делать выводы Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свой ответ. |
4. .Выявление причины затруднения и постановки цели деятельности (постановка проблемы) (5 мин) | Словесная, фронтальная | 1. Выполнение пробного действия. Фиксация затруднения. - Кто объяснит решение примера из последнего столбика? 37+8 ( решая пример последнего столбика, многие испытывают затруднение) -У кого возникли затруднения? С чем они связаны? - Не знаем, как решить, ещё не решали такие примеры. - Как вы думаете, чем нам предстоит заняться на уроке? Какая тема урока? (Слайд 8) -Какую цель перед собой поставим? (Слайд 9) - Надо научиться решать примеры нового вида -Давайте спланируем нашу деятельность на уроке. Чем мы будем заниматься? (Слайд 10) 2. Запись числа. - Откроем тетради, запишем число и попытаемся решить примеры нового вида, используя наши правила. | Слушают учителя; выполняют задания; ( решая пример последнего столбика, многие испытывают затруднение) записывают числа; отвечают на вопросы; определяют тему урока; ставят цели. | Регулятивные УУД: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений. |
5. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие детьми нового знания») (6 мин) | Словесный, фронтальный, проблемный диалог, индивидуальный | 1. Постановка проблемы. - Итак, чего мы не знаем, чтобы решить эти выражения? - Что и как разложить, как оформить на письме. 2. Способы преодоления затруднения. - Как вы думаете, с помощью какого правила можно решить этот пример? Как вы это сделали? - Как тогда решение будет выглядеть? 37 + 8 = 30+ (7+8) = 30 + 15 = (30+10)+5=45 30 7 10 5 - Какие еще варианты? (следующий ученик объясняет свой способ решения: первое слагаемое дополняли до круглого числа): 3 7 + 8 = (37+3)+5= 45 3 5 -Чем отличается этот путь от предыдущего? - Короче, быстрее можно решить. - Еще какие варианты? - Может есть другие предложения? - Проанализируйте все варианты решений. Какой из них быстрее приведет нас к правильному решению? Какой из способов решения легче? - Второй. - Почему? - Меньше ходов. - Итак, что же достаточно сделать, чтобы решить примеры нового вида? 3. Составление алгоритма вычисления. - Сформулируем алгоритм вычисления. 1. Посмотреть, сколько не хватает до круглого числа в первом слагаемом. 2. Разложить второе слагаемое на удобные числа. 3. Сложить круглое число с остатком второго слагаемого. - Прочитаем алгоритм со слайда. (Слайд 11) | Находят способ выхода из проблемной ситуации. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, записывают равенство в тетрадь. Ученик записывает свой вариант на доске Следующий ученик объясняет свой способ решения: первое слагаемое дополняли до круглого числа Учащиеся могут предложить несколько вариантов, один из них по правилу: единицы складываем с единицами. | Личностные УУД: умение применять знания массе предметов в жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин) | Словесная, групповая | 1. Закрепление алгоритма вычисления. - Откроем учебники на странице 66. - С помощью подсказок учебника и счёт закончим решение примера 26+7. (У доски решают с объяснением). 2. Работа в парах. - Устно объясните друг другу решение примеров №1. Первый вариант объясняет первый пример соседу. Потом наоборот: объясняет второй вариант. 38 + 5 64 + 9 38 + 2 + 64 (Как только пары справились с заданием, они поднимают руки, взяв друг друга за руки) - Какие ответы у вас получились? - 43, 73. | Выполняют задание, выполняют работу в рабочей тетради и на электронной доске, предлагают разные варианты решения, обосновывая свой выбор. Работа в парах | Познавательные УУД: умение понимать информацию, представленную в виде рисунка; применять базовые знания для решения данной проблемы. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания. |
7. Физминутка (3 мин) | Игровая | -Мы немного устали. Подвижная физминутка | Дети выполняют подвижную физминутку. | Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин) | Словесная, фронтальная, индивидуальная, групповая | Выполнение № 2 дифференцировано. Те, у кого синие фишки - 1 и 2 столбик; у кого красные – 3 и 4 столбик. Проверка. (Слайд 12) - Обменяйтесь тетрадями, проверьте. - Прочитайте ответы 1 и 2 столбиков. 70, 72, 80, 84. - Прочитайте ответы 3 и 4 столбиков. 62, 71, 81, 54. -Исправьте ошибки, если они есть. Поменяйтесь тетрадями. - В оценочном листе оцените себя. (Слайд 13) - Каким алгоритмом пользовались при вычислении? - Ещё какое правило использовали при решении последнего столбика? - От перестановки слагаемых сумма не изменяется. | Выполняют самостоятельную работу; проверяют. | Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
9. Включение в систему знаний и повторение (6 мин) | Индивидуальная, практическая | 1. Решение задачи. (№ 3 с.66). - Прочитайте условие задачи. Попытайтесь составить к ней схему. В баке машины было 40 л бензина. На поездку за город пошло 15 л, а на поездку в театр - 5 л. Объясни, что обозначают выражения: 15+5; 40-15; 40-(15+5). (Слайд 14) 2. Записать выражения и вычислить значения. -Выполните задание № 5 самостоятельно. -Проверьте с доски. (Слайд 15) -Оцените себя в оценочных листах. (Слайд 16) | Прочитав задачу, учащиеся самостоятельно чертят к ней схему. Ставят вопрос к задаче; записывают условие и решение задачи. Самостоятельно выполняют. Самопроверка с доски. | Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; |
10. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин) | Словесная, фронтальная | -Какая тема урока была? -Какую цель ставили перед собой? -Посмотрите на наш план работы. Все ли мы пункты выполнили? Посчитайте количество баллов в оценочных листах. -Поднимите зеленый карандаш, у кого оценка «5» -Поднимите желтый, у кого «4». -Поднимите красный, у кого «3» -Встаньте, у кого оценка «2» -Как вы думаете, почему это случилось? | Отвечают на вопросы. Считают баллы. | Регулятивные УУД: контроль и оценка своей деятельности за урок. |
11. Домашнее задание (3 мин) | Словесная, фронтальная | Стр. 66, № 4, 6. По желанию задача под чертой (Слайд 17) | Записывают здание. | Регулятивные УУД: контроль записи задания. |