ПРОСЛАУХИНСКАЯ СОШ-ФИЛИАЛ МБОУ «БАЕВСКАЯ СОШ»
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВЫПОЛНИЛА:
БАРДИКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Прослауха
2023
СЛАЙД 1
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами и возможностью поделиться своим опытом.
Хочу начать с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
– Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
– Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут им найти ответ. И тогда, те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут. Ведь очень часто именно вопросы намного интереснее ответов».
Эта притча тесно связана с ФГОС, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность.
На сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех.
СЛАЙД 2
Моя педагогическая находка «Приёмы активных методов обучения на уроках в начальной школе» (Приём «Ромашка Блума» или «Кубик Блума»).
В процессе планирования образовательной деятельности каждый педагог задумывается над целями и конкретными задачами: как систематизировать знания по теме?
Воспитаннику нужно не передавать готовую информацию, а познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. А помочь может технология критического мышления.
СЛАЙД 3
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
СЛАЙД 4
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены на принцип «учить не науке, а учить учиться».
Научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
СЛАЙД 5
Задачи критического мышления:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями;
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем;
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, а используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
СЛАЙД 6
Предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, с которой я познакомилась и использую в своей практике.
СЛАЙД 7
Прием «Ромашка Блума» создан известным психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума».
СЛАЙД 8
Таксономия Блума — это система учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному».
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
СЛАЙД 9
Цель приёма: развитие мыслительных навыков, необходимых в учёбе и жизни.
Этот прием является:
- многофункциональным (возможно его использование в разных видах деятельности: в работе с целой группой, в парах, в подгруппах и индивидуально);
- вариативным (применяется для закрепления темы, проведения рефлексии, уточнения/изучения знаний детей о теме, помогает организовать как учебную, так и игровую деятельность);
- безопасно (используется для создания цветная бумага, кубик, картинки, распечатанные на принтере)
СЛАЙД 10
6 Лепестков, 6 Граней, 6 вопросов Блума
Данный прием педагогической техники Бенджамина Блума может быть использован при изучении любой темы.
Желательно, чтобы дети/ребенок умел читать. Если ребенок не читает, то в помощь картинки или пояснения педагога.
«Ромашка Блума» - я использую на уроках литературного чтения в начальной школе, как приём развития критического мышления.
«Знание может быть только у того, у кого есть вопросы». Форд Г.
В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Овладение читательской грамотностью - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. К сожалению, уровень развития читательской грамотности у обучающихся не высок, часто выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно, ребёнок испытывает трудности с формированием собственных суждений. С текстами дети работают на уроках литературного чтения.
СЛАЙД 11
Главное в работе с текстом является осмысление информации.
На практике мы видим, что у современных младших школьников с этим часто возникают большие проблемы.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Популярный приём «Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»), разработанный учёным и психологом Бенджамином Блумом.
СЛАЙД 12
Приём «Ромашка вопросов» помогает учить детей задавать вопросы Автор выделяет 6 познавательных целей:
СЛАЙД 13
Навыки мышления низкого порядка:
Знание. Запомнить факты, термины, события без необходимости их понимания.
Понимание. Это не просто отвечать изученное, это умение сравнивать, соотносить с тем, что уже знакомо, выдавать обратную связь.
Применение. После того как поняли, уметь находить применение новым знаниям, использовать для решения задач.
Навыки мышления высокого порядка:
Анализ. Понять причины, найти мотивы, событий и действующих лиц. Собрать доказательства, определить целое и части.
Синтез. Создать новые взаимосвязи между элементами темы, предложить другое развитие события.
Оценка. Подтвердить или опровергнуть достоверность идей и фактов, сформировать собственные суждения и обосновать их.
СЛАЙД 14
Критерии оценивания вопросов по таксономии Блума.
СЛАЙД 15
Предложенная им теория, цели которой можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
СЛАЙД 16
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
когнитивная («знаю»);
психомоторная («творю»);
аффективная («умею»).
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
СЛАЙД 17
Учитель заранее готовит «Ромашку вопросов» с 6 типами вопросов по теме урока или предлагает ученикам самим сформировать вопросы по тексту. Приём популярный и активно используется на уроках литературного чтения. Учитель приглашает детей к доске, они выбирают вопрос и читают его, а дети отвечают на него. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. С помощью вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмыслении авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При обработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
СЛАЙД 18
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова — назови …
Для ответа на них требуется знать фактический материал и активировать работу памяти. Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры.
Например:
Назовите главных героев произведения «Слон» А. Куприна.
Какой диагноз ставили девочке доктора?
Что советовали доктора родителям, чтобы улучшить состояние девочки?
Чем угостили слона, чтобы он зашел в подъезд и вошел в квартиру?
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
Например:
Ты уверен, что папа прав, пригласив слона?
Ты действительно думаешь, что это помогло девочке?
Можно ли считать, что исполнение желания помогло Наде поправиться?
Ты уверен, что доброта присутствует в этом рассказе?
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Интерпретационные вопросы помогают найти новый поход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Например:
Почему Наденьке не понравился игрушечный слон?
Почему нельзя было достать солнце, по мнению Нади?
Почему папа поехал в зверинец?
Почему слона вели к Наде ночью?
Почему слона увели в зверинец?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы … ", "Что будет, если …", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после… ". Вопрос следует начать со слова – придумай… В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз. Например:
Придумай, что случилось бы с Надей, если бы ей не привели слона?
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить…?", «Что можно сделать из …? ", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать …? ", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предположи…
Например:
Предположи, что передаёт Надя слону в зверинец после посещения?
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Вопросы формулируют сами учащиеся. Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребёнка была сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
Например:
Поделись, это хорошо или плохо, что дети любят животных?
Поделись, как тебе помогают твои родители в трудной ситуации?
Каким образом лучше поступить: бороться за выздоровление или надеяться на врачей?
Варианты использования «Ромашки вопросов» на уроках:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, пользуемый на начальной стадии – когда необходимо показать обучающимся примеры, способы работы с ромашкой.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Практическое применение этого приёма: учитель может выбрать самые интересные вопросы и включить их в тексты при обобщении раздела.
СЛАЙД 19
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. СЛАЙД 20-23
Практическое применение кубика в работе с детьми школьного возраста.
Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога.
Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:
1. Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.
2. На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
3. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.
4. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
5. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
6. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
7. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Рассмотрев подробно использование в своей работе приём технологии критического мышления, хочется отметить, что он способствует лучшему запоминанию изученного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке.
«Ромашка Блума» является одним из эффективных приёмов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно.
Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы).
СЛАЙД 24 Они не испытывают затруднения при выполнении ВПР.
СЛАЙД 25
«Ромашку Блума» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, «Осмысления» или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.
Стратегия предусматривает серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большего объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей.
Рассмотрев подробно используемый приём технологии критического мышления, хочется отметить, что он способствует лучшему познанию текста, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Применяя приём «Ромашка вопросов» на практике, можно сделать следующие выводы: при использовании приёма на уроках литературного чтения, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятиями «читательская грамотность».
Критическое мышление - это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне понимания. Приём «Ромашка Блума» помогает ребенку находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А разные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.
Приемы Блума я использую, как дидактическую игру, в которой закрепляются и систематизируются знания, развиваются коммуникативные навыки.
СЛАЙД 26
Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Практика показывает, что у современных школьников с этим нередко возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?
Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы умеют мыслить».
Младшие школьники учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.
СЛАЙД 27-29
Приём «Ромашка Блума» у нас на уроке.
Наблюдая за учащимися во время чтения, приятно видеть, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать иную точку зрения. Все это, по моему мнению, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.
СЛАЙД 30
Я считаю, что применение данного метода учит отвечать на вопросы, составлять их, помогает систематизировать знания, развивает навыки общения.
СЛАЙД 31
«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительно. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо» Колин Тернер (Британский бизнесмен, ведущий авторитет в области бизнеса и менеджмента, «учитель по успеху в бизнесе»).
СЛАЙД 32
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
1. http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
2. multiurok.ru›files/doklad-romashka-bluma.html…
3.vbudushee.ru›upload/lib/35_Ромашка-Блума.pdf
4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008 №2- с.29-31