Применение
игровых технологий
на уроках физической культуры
и внеурочной деятельности
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить
А.М.Горький
игры
подвижные
спортивные
- сюжетные игры для малышей
- игры-эстафеты
- игры с прыжками
- кто сильней?
- игры на воде
- зимние игры
- игры-аттракционы
- игры народов мира
- игры на внимание
- баскетбол
- волейбол
- футбол
- лапта
- хоккей
- ручной мяч
К характерным признакам игровых технологий можно отнести :
- присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
- непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих игроков;
- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
- стремление учащихся добиваться победы при соблюдении правил игры или соревнования;
- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Принципы организации и проведения игровых заданий
- соответствие приемлемых игровых форм и средств психофизическим особенностям учащихся;
- всеобщая доступность;
- эмоциональность игр и заданий;
- целостность и логическая последовательность игровых средств;
- комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект учащихся;
- ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;
- взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность.
Вводная часть:
- подготовка организма учащихся к предстоящей работе (упражнения, проводимые в виде соревнования, выполняемые в парах с элементами силовых единоборств, упражнения скоростно-силового характера).
Основная часть:
- упражнения для закрепления двигательного навыка, эстафеты с элементами, изученными на уроке, мини-соревнования, соревнования по упрощенным правилам.
Заключительная часть:
- игровые задания для расслабления и успокоения организма (упражнения под музыкальное сопровождение – танцевальные шаги, игры на внимание, релаксация).
Модель взаимосвязи между преподавателем и учащимся при совершенствовании игровых действий
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
УЧАЩИЕСЯ
задание – ознакомление, показ, организация двигательных действий
восприятие задания и подготовка к его выполнению
осмысление и распределение последовательности выполнения задания учащимся
анализ с выявлением ошибок и путь их устранения
выполнение соревновательно-игрового задания
ОЦЕНКА
неправильно
правильно
совершенствование предыдущего или получение нового задания
обращение за помощью
Схема игровой деятельности
этап
подготовки
этап
проведения
этап
анализа
- анализ учебного материала и требования физической
- направленности учащихся
- выбор игр, игровых заданий в соответствии
с задачами урока
- мотивирование игровых действий
- выбор вида и организации игровой деятельности
- система контроля
- постановка целей и задач
- краткий инструктаж по технике безопасности
- индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры
- вывод по результатам игры и подведение итогов
- общий анализ игровой деятельности
- самооценка по проведению игр
- разработка рекомендаций по использованию игр
- корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки
Схема распределения подвижных игр с учетом программного материала
Задачи урока
Название игры
Легкая атлетика
№ карточки задания
Формирование и закрепление навыка выполнения элементов прыжка в высоту и прыжка в целом.
Формирование навыка выполнения ускорения в различных условиях.
Соревнования с элементами прыжков в высоту
Развитие физ. качеств
Совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.
Соревнования с элементами спринтерского бега
карточка №1
карточка №2
Совершенствование умения ориентироваться
Комбинированная эстафета
Развитие скоростно-силовых качеств
карточка №3
Воспитание ловкости, быстроты.
« Вызов номеров »
Совершенствование быстроты двигательной реакции.
Развитие
карточка №4
« Черные и белые »
Воспитание ловкости, быстроты.
карточка №5
Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Гимнастика
Формирование навыка быстрого и четкого построения.
« Смена мест »
Совершенствование навыка выполнения гимнастических упражнений с палкой.
Эстафета с гимнастической палкой
карточка №1
Формирование навыка совместных действий при выполнении кувырков с партнером.
Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.
карточка №2
« Кувырки в паре с партнером »
Закрепление навыка выполнения акробатических элементов в соревновательных условиях.
« Придумай сам »
Развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание чувства коллективизма.
Закрепление акробатических элементов в игровой форме.
карточка №3
Закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии.
« Построй мост »
Развитие ловкости, точности, координации взаимодействий в соревновательных условиях.
карточка №5
« Выведение из равновесия »
Воспитание ловкости, быстроты в игровых условиях
карточка №6
Развитие гибкости
карточка №7
Воспитание ловкости, точности, координации движений.
Спортивные игры
Разучить передачи мяча на месте
« Перехвати мяч »
Карточка №1
Воспитание коллективных действий
Закрепление техники штрафного броска
« Бросай точнее »
Карточка №2
Тренировка глазомера
Закрепление навыков скрытых бросков
« Скрытый пас »
Карточка №3
Развитие координации движения
Совершенствование передач мяча при встречном движении
« Борьба за мяч 2*2 »
Совершенствование тактики защитных действий
Карточка №4
« Бдительный защитник »
Воспитание коллективных действий
карточка №5
Развитие ловкости, внимательности, быстроты реакций
Лыжная подготовка
Закрепление поворота переступанием
« Карусель »
Закрепление техники спуска со склона
Совершенствование поворота переступанием в движении
Карточка №1
« Спуск шеренгами »
Совершенствование лыжных ходов
« Слалом на равнине »
Карточка №2
Тренировка вестибулярного аппарата
Воспитание ловкости, быстроты реакции
Карточка №3
« Лисий след »
Совершенствование лыжных ходов
Воспитание ловкости, координации движения
Карточка №4
« Старты с преследованиями »
Развитие общей выносливости, силы отталкивания палками.
Карточка №5
Развитие быстроты и скоростной выносливости
Итоги работы :
- учащиеся научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне её;
- желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности;
- выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес;
- участие в игровых заданиях позволило развить физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость;
- Принимать участие в различных соревнованиях и занимать призовые места;