СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются различные игровые технологии, который учитель музыки может применять в своей педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе»

Н. С. Щеглов, учитель музыки

МБОУ «Лицей села Хлевное»


Применение игровых технологий на уроках музыки

в начальной школе.


Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Урок музыки – это в первую очередь урок творчества. Известно, что под творчеством обычно понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Так, Б.Л. Яворский – выдающийся педагог-музыкант прошлого века считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется в первую очередь именно в самом процессе, так как он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка.

Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию детей. Б.М. Теплов же обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству.

Именно поэтому творческая деятельность учащихся в самых разнообразных проявлениях становится важным средством успешного развития многих социально значимых качеств личности, и приобщение к данной деятельности рассматривается современной дидактикой как необходимый элемент содержания образования. Система же творческих заданий, применяемых на уроках музыки, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Условия реализации игровых технологий:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- воспитательно-образовательная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

По виду деятельности игры разделяют на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Игровая деятельность на уроках музыки может принимать самые разнообразные формы: пластическое интонирование, различные виды импровизации (вокальная, ритмическая, двигательная и др.), музицирование на детских шумовых и музыкальных инструментах, различные виды драматизации, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкально-творческих способностей школьников и овладение ими основами нотной грамоты и многое другое.

Пластическое интонирование - это один из способов активного слушания музыки, «проживания» музыкальных образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания произведения. Метод помогает ребятам ощутить протяженность музыкальных фраз, почувствовать пульсацию, характер того или иного произведения, показать особенности развития музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так в первом классе ребята, прослушав фрагмент «Утра» Э. Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце).

Для более глубокого и эмоционального проживания музыкальных образов, а также чтобы помочь ребятам ощутить себя в качестве исполнителей прослушиваемой музыки или героев классических произведений, на своих уроках я также часто применяю различные игры-драматизации. При изучении крупных симфонических произведений (концерт, симфония) для понимания особенностей музыкальных жанров и для осознания состава оркестра помогает такой прием, как «игра на воображаемых музыкальных инструментах». Кто-то исполняет роль дирижера, кому-то досталась виолончель, тарелки, скрипка, фортепиано, кто-то изображает солистов оркестра. Для детей – это игра, но учитель понимает, что ребёнок, активно участвуя в действии, не останется равнодушным к музыке, чувствует её и воспринимает более эмоционально.

При изучении крупных музыкально-театральных классических произведений, таких опера, балет, мы инсценируем фрагменты этих произведений. Так, знакомство на уроке с детской оперой М.В. Коваля «Волк и семеро козлят» во 2 классе даёт прекрасный материал для театрализованной игры на уроке. Детям нравится исполнять хор «Семеро козлят», изображать веселящихся козляток, Маму-козу, а роль Волка обычно достаётся учителю.

В третьем классе от педагога требуется очень чутко и трогательно донести до детей идею оперы «Иван Сусанин». Театрализация фрагментов оперы помогает детям прочувствовать её глубокий патриотический замысел. Дети не отстраненно слушают классическое произведение, а глубоко сопереживают герою, погружаются в атмосферу событий оперы.

Инсценирование на уроках русских народных песен и народных игр делает урок музыки интересным и запоминающимся, помогает детям глубже понять эти произведения и полюбить их. Например, в третьем классе при знакомстве с оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова мы инсценируем народные масленичные обряды, хороводы, народные игры.

Помимо театрализованных игр, на своих уроках я предлагаю ребятам игровые задания с элементами вокальной импровизации. Так в игре «Сочини мелодию» ребятам предлагается сымпровизировать, сочинить мелодию на простой стихотворный текст. Сначала ученики выразительно читают стихотворение, пытаются понять, о чём оно, какие чувства передаёт. Затем ребята по желанию пропевают свои варианты мелодии, наиболее удачные из которых, разучиваются всем классом. В результате получаются небольшие импровизированные детские песни.

Работа по развитию музыкально-творческих способностей школьников продолжается и при организации игры на детских шумовых инструментах. Играя в шумовом оркестре, дети глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и форму произведения. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и плясовые. В ходе обучения игре на детских инструментах формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях обучающихся, внимание и организованность.

В процессе игры на детских шумовых инструментах предлагаю ребятам различные игры: «Эхо», «Ритмические словечки» и др. Кроме того, школьники выполняют игровые задания импровизационного характера, например «Озвучь потешку». Ребятам предлагается сочинить свой вариант ритмического сопровождения потешки или музыкального отрывка.

Чтобы сделать игру в оркестре более интересной и осмысленной для ребят я готовлю специальные презентации – интерактивные партитуры, делающие этот вид деятельности более наглядным. В результате обучающиеся становятся полноценными участниками оркестра со своими ритмическими партиями, знакомятся с понятием «партитура» и учатся исполнять сразу несколько простых ритмических рисунков одновременно.

Такая работа невозможна без предварительной подготовки школьников к чтению нотного текста. И здесь помочь учителю может применение на уроках различных музыкально-дидактических игр с элементами нотной грамоты. На начальном этапе работы над метроритмом предлагаю ребятам игру «Колокола». Ребята, раскачиваясь из стороны в сторону, пропевают различные комбинации ритмослогов на ступенях мажорного тонического трезвучия. Упражнение позволяет не только подготовить детей к дальнейшему знакомству музыкальными длительностями, но и способствует развитию мелодического слуха школьников.

В игре «Ритмические словечки» ребятам предлагается проговорить ритмические рисунки ритмослогами, прохлопать их и выбрать из списка созвучные им слова, а затем подобрать свои варианты слов.

Для развития навыков хорового сольфеджио в начале каждого урока предлагаю ребятам небольшие песенки-распевки с наглядной демонстрацией нотного текста. Закрепление знаний элементарной нотной грамоты продолжается и при использовании на уроках музыкальных ребусов, кроссвордов, загадок, викторин, заданий игрового характера.

В игре «Угадай песню по нотам» ребятам предлагается сначала проговорить и прохлопать ритмический рисунок, затем пропеть мелодию и вспомнить уже знакомую им песню. Для развития мелодического и гармонического слуха на уроках также применяются игры «Угадай ноту», «Найди лишний звук» и др.

При объяснении тем, посвящённых нотной грамоте, пользуюсь идеями методики обучения детей В.В. Кирюшина, основанной на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленного персонажа (терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями этих сказок дети незаметно для себя усваивают сложные музыкальные умения и понятия (ритм, лад, тембр, регистр, тональность и др.).

Большим интересом пользуются у ребят командные музыкальные интеллектуальные игры и уроки-путешествия, которые провожу в конце четверти в качестве закрепляющего материала.

Значение игры невозможно оценить лишь развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество. Но вместе с тем, нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры. Поэтому я стараюсь чётко систематизировать процесс обучения и анализировать, оправдывает ли себя тот или иной игровой метод в отношении конкретной учебной темы или нет.

В процессе применения игровых технологий я заметил, что урок музыки стал более интересным и насыщенным положительными эмоциями обучающихся. Психологами давно замечено, что материал, поданный в эмоциональной форме, усваивается гораздо лучше. Благодаря играм на уроке, дети стали лучше понимать роль дирижёра в симфоническом оркестре, влияние фольклорной музыки на классическое искусство, мировоззрение людей. Дети стали более тонко понимать чувства героев классических музыкальных произведений.

Таким образом, применение игровых технологий на уроках музыки способствует прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяет их кругозор, развивает творческое мышление, художественное воображение, активизирует память, мышление, наблюдательность, формирует внутренний мир обучающихся и способствует воспитанию гармонично развитой личности.