СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках русского языка»

Тема: «Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах»

Введение

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Николькина Елена Валерьевна, я работаю учителем начальных классов, в ГБОУ СОШ с.Надеждино, педагогических стаж 4 года. Тема моего выступления «Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах». Сегодня я хочу с Вами поделиться, как игровые технологии могут обогатить и разнообразить уроки русского языка в начальной школе.

Слайд 2. В мире, где дети с самых ранних лет окружены интерактивными играми и технологичными устройствами, традиционные учебные методы часто оказываются для них менее интересными. Чтобы поддерживать высокий уровень вовлечённости и мотивации, важно адаптировать процесс обучения, используя игровые технологии.

Игровые технологии — это не просто развлечение. Это метод, который позволяет глубже усвоить материал, развить коммуникативные и мыслительные навыки, а также помогает снять напряжение, которое у многих детей возникает при изучении правил орфографии и грамматики.

Слайд 3. Я считаю, что эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.

Принципы проведения игровой деятельности

В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я стараюсь обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Поэтому игра, как технология проведения урока, заняла прочное место в моей педагогической практике. Я считаю, что при подготовке и проведении игровой деятельности в рамках урока русского языка, необходимо придерживаться следующих принципов. Слайд 4.

  1. Принцип активности и вовлечённости
    Игра делает процесс обучения интересным и побуждает детей активно включаться в учебную деятельность. В процессе игры дети становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, что помогает поддерживать их внимание и мотивацию на протяжении всего урока.

  2. Принцип эмоциональной привлекательности
    Игра вызывает положительные эмоции, снижая страх перед ошибками и неудачами. Этот принцип особенно важен в начальной школе, так как дети чувствуют себя комфортнее и увереннее в непринуждённой игровой атмосфере, что способствует их готовности учиться.

  3. Принцип практической направленности
    Игры помогают детям сразу применять изученные правила и языковые конструкции на практике. Через игровые упражнения, такие как составление предложений или разбор слов, дети осваивают и закрепляют новые знания, превращая теорию в практическое умение.

  4. Принцип постепенного усложнения
    Игровые задания должны соответствовать уровню подготовки учеников и постепенно становиться сложнее по мере их освоения. Это помогает поддерживать интерес и развивает познавательные способности, избегая при этом перегрузки и разочарования.

  5. Принцип сотрудничества и взаимодействия
    Командные игры развивают коммуникативные навыки и учат детей работать в коллективе, что важно для их личностного и социального развития. В таких играх дети учатся выражать свои мысли, слушать других и договариваться, что делает обучение языку более содержательным и полезным.

  6. Принцип соревновательного интереса
    Лёгкий соревновательный элемент в играх поддерживает мотивацию детей и делает процесс обучения более захватывающим. Соревнования побуждают стремиться к лучшему результату, повышают интерес и формируют позитивное отношение к учёбе.

  7. Принцип обратной связи и рефлексии
    Важно после каждого игрового задания обсуждать с детьми, что они узнали нового, что повторили и где были ошибки. Рефлексия помогает закрепить знания и лучше понять, как они применяются на практике, а также воспитывает у детей привычку к самоконтролю и анализу своей деятельности.


Практическое использование игровых технологий на разных этапах обучения

Использовать игровые технологии можно не только в начальных классах классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите, с каким азартом работают дети.

Слайд 5. Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр: Слайд 6.

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Применяя на своих уроках игровые технологии, я наблюдаю следующие результаты у моих учеников: Слайд 7.

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания  и применять их на практике;

  • создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;

  • повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

  • в классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированной устойчивой мотивации познания;

  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.      




Мастер класс

-А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением.

Игра «Цепочка» Слайд 8.

Цель: Развивать у детей навык последовательного мышления, обогащать словарный запас и стимулировать внимание, память и устную речь. Игра способствует закреплению знаний по теме «части речи», учит детей подбирать слова по смыслу и улучшает навыки работы в команде.

-У меня в руках мячик. Я назову слово, обозначающее предмет (сущ.), вам нужно назвать его признак или действие. Следующему игроку по этому признаку или действию назвать существительное, обладающее такими же признаками или действием. (Вата-мягкая - подушка-большая-шар-круглый-солнце-греет-печь-русская-игра)

-Чему учит игра? (Повторяем части речи, видеть особенности, называемых предметов, внимание, логику)

Игра "Найди пару" Слайд 9.

Цель: Развить у учащихся навык подбора синонимов, а также тренировать внимание и быстроту мышления. Игра помогает запомнить лексические пары и развивает словарный запас, делая уроки русского языка более увлекательными и динамичными.

-На ваших партах карточки. По данной картинки, вы должны составить слова близкие по значению.

Игра« Слово из слова» Слайд 10.

Цель: расширить словарный запас младшего школьника.

Задание: составь слово из слова. Дети делятся на две команды и составляют из слов слова. Побеждает та команда, которая составила большее количество слов.

Заключение

Слайд 11. В заключение, делаю вывод о том, что посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом).

Игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы в работе социальных взаимоотношений. Игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей). Игра может применяться на любом этапе урока (актуализация, фонетическая и лексическая зарядки, при проведении контроля в устной речи - монологической и диалогической).

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках русского языка и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.


2