Тема: «Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах»
Введение
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Николькина Елена Валерьевна, я работаю учителем начальных классов, в ГБОУ СОШ с.Надеждино, педагогических стаж 4 года. Тема моего выступления «Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах». Сегодня я хочу с Вами поделиться, как игровые технологии могут обогатить и разнообразить уроки русского языка в начальной школе.
Слайд 2. В мире, где дети с самых ранних лет окружены интерактивными играми и технологичными устройствами, традиционные учебные методы часто оказываются для них менее интересными. Чтобы поддерживать высокий уровень вовлечённости и мотивации, важно адаптировать процесс обучения, используя игровые технологии.
Игровые технологии — это не просто развлечение. Это метод, который позволяет глубже усвоить материал, развить коммуникативные и мыслительные навыки, а также помогает снять напряжение, которое у многих детей возникает при изучении правил орфографии и грамматики.
Слайд 3. Я считаю, что эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.
Принципы проведения игровой деятельности
В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я стараюсь обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Поэтому игра, как технология проведения урока, заняла прочное место в моей педагогической практике. Я считаю, что при подготовке и проведении игровой деятельности в рамках урока русского языка, необходимо придерживаться следующих принципов. Слайд 4.
Принцип активности и вовлечённости
Игра делает процесс обучения интересным и побуждает детей активно включаться в учебную деятельность. В процессе игры дети становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, что помогает поддерживать их внимание и мотивацию на протяжении всего урока.
Принцип эмоциональной привлекательности
Игра вызывает положительные эмоции, снижая страх перед ошибками и неудачами. Этот принцип особенно важен в начальной школе, так как дети чувствуют себя комфортнее и увереннее в непринуждённой игровой атмосфере, что способствует их готовности учиться.
Принцип практической направленности
Игры помогают детям сразу применять изученные правила и языковые конструкции на практике. Через игровые упражнения, такие как составление предложений или разбор слов, дети осваивают и закрепляют новые знания, превращая теорию в практическое умение.
Принцип постепенного усложнения
Игровые задания должны соответствовать уровню подготовки учеников и постепенно становиться сложнее по мере их освоения. Это помогает поддерживать интерес и развивает познавательные способности, избегая при этом перегрузки и разочарования.
Принцип сотрудничества и взаимодействия
Командные игры развивают коммуникативные навыки и учат детей работать в коллективе, что важно для их личностного и социального развития. В таких играх дети учатся выражать свои мысли, слушать других и договариваться, что делает обучение языку более содержательным и полезным.
Принцип соревновательного интереса
Лёгкий соревновательный элемент в играх поддерживает мотивацию детей и делает процесс обучения более захватывающим. Соревнования побуждают стремиться к лучшему результату, повышают интерес и формируют позитивное отношение к учёбе.
Принцип обратной связи и рефлексии
Важно после каждого игрового задания обсуждать с детьми, что они узнали нового, что повторили и где были ошибки. Рефлексия помогает закрепить знания и лучше понять, как они применяются на практике, а также воспитывает у детей привычку к самоконтролю и анализу своей деятельности.
Практическое использование игровых технологий на разных этапах обучения
Использовать игровые технологии можно не только в начальных классах классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите, с каким азартом работают дети.
Слайд 5. Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр: Слайд 6.
1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Применяя на своих уроках игровые технологии, я наблюдаю следующие результаты у моих учеников: Слайд 7.
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
в классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированной устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Мастер класс
-А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением.
Игра «Цепочка» Слайд 8.
Цель: Развивать у детей навык последовательного мышления, обогащать словарный запас и стимулировать внимание, память и устную речь. Игра способствует закреплению знаний по теме «части речи», учит детей подбирать слова по смыслу и улучшает навыки работы в команде.
-У меня в руках мячик. Я назову слово, обозначающее предмет (сущ.), вам нужно назвать его признак или действие. Следующему игроку по этому признаку или действию назвать существительное, обладающее такими же признаками или действием. (Вата-мягкая - подушка-большая-шар-круглый-солнце-греет-печь-русская-игра)
-Чему учит игра? (Повторяем части речи, видеть особенности, называемых предметов, внимание, логику)
Игра "Найди пару" Слайд 9.
Цель: Развить у учащихся навык подбора синонимов, а также тренировать внимание и быстроту мышления. Игра помогает запомнить лексические пары и развивает словарный запас, делая уроки русского языка более увлекательными и динамичными.
-На ваших партах карточки. По данной картинки, вы должны составить слова близкие по значению.
Игра« Слово из слова» Слайд 10.
Цель: расширить словарный запас младшего школьника.
Задание: составь слово из слова. Дети делятся на две команды и составляют из слов слова. Побеждает та команда, которая составила большее количество слов.
Заключение
Слайд 11. В заключение, делаю вывод о том, что посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом).
Игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы в работе социальных взаимоотношений. Игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей). Игра может применяться на любом этапе урока (актуализация, фонетическая и лексическая зарядки, при проведении контроля в устной речи - монологической и диалогической).
Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках русского языка и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
2